Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
Гарантия прав работников
Настоящая статья посвящена такому важному элементу трудового права, как минимальный размер оплаты труда (он же МРОТ). Ведь условие об оплате труда является, пожалуй, самым важным для любого работника. Гарантии в части оплаты труда, пусть даже самые минимальные, представляют собой особую ценность для правового регулирования трудовых отношений и экономики Российского государства в целом.
Трудовые гарантии прав работников являются неотъемлемой частью трудового законодательства Российской Федерации. Предоставляя определенные гарантии, закрепленные на законодательном уровне, государство обеспечивает защиту своих граждан, состоящих в трудовых отношениях, от недобросовестности и нечестности, а порой даже жадности работодателя.
Гарантии поощряют работников к труду, оказывают существенную помощь в планировании своей деятельности и дают некоторую уверенность в завтрашнем дне. Исходя из минимального размера оплаты труда можно делать выводы о состоянии и развитии отечественной экономической системы в целом (разумеется, наряду и с многими другими показателями).
По этой причине в настоящей статье будут рассмотрены следующие вопросы:
- Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум: понятие и соотношение
- Минимальный размер оплаты труда: федеральный и региональный
- МРОТ при начислении заработной платы
1. Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум: понятие и соотношение
Действующее законодательство не дает прямого определения такому понятию, как минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Однако из анализа действующего законодательства, а также из самого термина, можно установить его значение и содержание.
МРОТ является гарантией со стороны государства, защищающего трудовые права и интересы работников. Как следует из положения части 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Вместе с тем, указанная статья Трудового кодекса Российской Федерации имеет отсылку к Федеральному закону от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Абзацем 1 статьи 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" установлено, что с 1 января 2019 года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.
При этом статьей 3 N 82-ФЗ прямо указаны цели применения МРОТ. Так, согласно Закону, минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.
Одновременно законом специально оговорено, что применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
Правовое регулирование отношений касательно установления размера прожиточного минимума, принципов, на основании которых он рассчитывается, устанавливается Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Назначение определения размера прожиточного минимума установлено статьей 2 N 134-ФЗ, в соответствии с которой целями установления прожиточного минимума являются:
- оценка уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
- обоснование устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
- формирование федерального бюджета;
- а также иные цели, предусмотренные действующим законодательством.
При этом величина прожиточного минимума устанавливается в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. N 1702 "О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации".
Из указанного выше можно сделать вывод о тесной взаимосвязи между МРОТ и величиной прожиточного минимума. Т.к. уровень жизни населения напрямую зависит от уровня заработной платы.
С 2019 года впервые за все время существования государства Российская Федерация МРОТ на законодательном уровне был приравнен к величине прожиточного минимума. Ранее законодатель всегда ставил цель добиться увеличения минимального размера оплаты труда таким образом, чтобы он был не менее прожиточного минимума.
Если проанализировать законодательство до 2019 года, то МРОТ всегда был существенно ниже прожиточного минимума, причем порой разница составляла довольно существенное значение.
Таким образом можно говорить, что изменения, внесенные в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" (а именно, в статью 1 Закона, положения которой приведены выше) позволяют существенно улучшить положение работников в части гарантий минимального размера оплаты труда. Как следствие, с точки зрения показателей, указанное ведет к подъему уровня жизни населения.
2. Минимальный размер оплаты труда: федеральный и региональный
Как следует из анализа уже рассмотренной выше статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, минимальный размер оплаты труда устанавливается на всей территории Российской Федерации соответствующим федеральным законом.
Однако статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на основании регионального соглашения устанавливать «свой» МРОТ.
При этом законом строго оговорено, что размер такого регионального МРОТа не может быть ниже федерального. Указанная возможность предусмотрена работодателем исходя из того, что уровень жизни в Российской Федерации от региона к региону различный.
Различны и экономические условия, конъюнктура рынка, рынок труда, спрос и предложение на различные группы товаров, разнятся цены на товары и услуги. Исходя из указанной особенности экономического развития государства становится очевидным, что одинаковый уровень МРОТ в принципе не может быть применен к реалиям жизни всех субъектов Российской Федерации.
Именно для «сглаживания» такого различия в уровне жизни и был введен региональный МРОТ.
Региональный МРОТ устанавливается соглашением органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Такое соглашение подлежит официальному опубликованию..
Работодатели соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае, если они не хотят присоединяться к региональному соглашению и готовы платить зарплату только исходя из федерального МРОТ, обязаны предоставить мотивированный письменный отказ от присоединения к региональному соглашению. В случае, если работодатель письменного отказа не направляет, то он «автоматически» становится участником регионального соглашения.
Справедливости ради стоит отметить, что на практике отказы работодателей от участия в региональном соглашении практически не встречаются. Кроме того, сама процедура для реализации права на отказ весьма сложная. А мотивированный отказ должен содержать в себе очень «веские» аргументы в пользу невозможности оплаты труда своих работников по региональному МРОТу.
3. МРОТ при начислении заработной платы
Как следует из правил, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, МРОТ полагается всем без исключения работникам, состоящим в трудовых отношениях с конкретным работодателем. Так, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
При этом следует иметь в виду, что при исчислении нормы рабочего времени учитывается продолжительность рабочей недели, установленной для соответствующей категории работников у конкретного работодателя, и график 5-дневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.
Данное правило прямо предусмотрено пунктом. 1 Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 N 588н.
Исполнение норм труда (т.е. обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией работника) находится под контролем работодателя исходя из условий трудовых договоров с работниками. Введение, замена и пересмотр норм труда производится в порядке, установленном статьей 162 Трудового кодекса Российской Федерации.
Как следует из указанной статьи Кодекса, работодатель обязан обеспечить нормальные условия работы для выполнения норм выработки. При этом МРОТ гарантируется работнику независимо от применяемой у работодателя системы оплаты труда.
Указанное означает следующее: независимо от графика работы и условий по оплате труда работник при любых обстоятельствах должен получать заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда.
Даже в том случае, если размер оплаты труда работника ставится в зависимость от нормы выработки (сдельная оплата труда), от процента продаж, от количества заключенных сделок, либо же вся зарплата формируется исходя из процента заключенных сделок (выполненной работы), то в случае, если таким работником за календарный месяц не продано ни одного товара (не оформлено ни одной сделки) либо общая стоимость выполненной за месяц работы «не дотягивает» до минимального размера оплаты труда, работодатель обязан все равно уплатить такому работнику за указанный календарный месяц заработную плату не ниже МРОТ.
Указанная гарантия является очень важной, о которой, недобросовестные работодатели часто забывают. К сожалению, работники также нечасто знают свои права и умеют их отстаивать должным образом при выявлении фактов их нарушения.
Также стоит обратить внимание на следующее обстоятельство. В процессе трудовой деятельности все работники так или иначе сталкиваются с удержаниями из заработной платы. Ведь работодатель выступает в роли налогового агента, обязанного за работника уплачивать соответствующие налоги и производить перечисление взносов в пенсионный фонд и фонд социального страхования.
При таких обстоятельствах нередки случаи, когда работники получающие зарплату на уровне МРОТ или приближенную к ней (при малооплачиваемой работе) на руки получают сумму после всех удержаний чуть меньшую, чем минимальный размер оплаты труда. Собственно, возникает вопрос: а не нарушаются ли указанными действиями права работника и установленная законом гарантия о МРОТ не работает?
Ответ на этот вопрос отрицательный. Законом установлено, что работодатель обязан начислять (но не выплачивать!) зарплату не ниже уровня минимального размера оплаты труда. А начисление производится без учета всех необходимых налогов и отчислений.
По этой причине, получаемая заработная плата на руки ниже уровня МРОТ при условии, что начисление до удержания налога произведено не ниже МРОТ, не является нарушением трудовых прав работников. Работодатель в таком случае считается исполнившим свои обязанности по соблюдению установленных законом гарантий.
В случае же, если начисление заработной платы осуществляется ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, то для работодателя наступает ответственность.
В зависимости от обстоятельств совершенного правонарушения, размера, сроков, в течение которых заработная плата «не доплачивалась», наступает либо административная ответственность по частям 6, 7 статьи 5.27 КоАП РФ, либо уголовная по статье 145.1 УК РФ (т.е. за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат).
Заключение
В настоящей статье нами было рассмотрено, что такое минимальный размер оплаты труда (МРОТ), какими законодательными актами он регулируется, как соотносится с прожиточным минимумом, как учитывается в зависимости от системы оплаты труда и нормы выработки.
Однако в рамках одной статьи осветить все проблемы и ситуации, связанные с МРОТ, возникающими на практике, увы, невозможно. По этой причине «практические» аспекты применения МРОТ в конкретных жизненных ситуациях будут рассматриваться нами в отдельных статьях, а также комментариях действующего законодательства. В частности, будут рассмотрены проблемы учета и применения МРОТ при начислении пенсий и социальных выплат.
Дата публикации: 22.05.2019 17:16
Просмотров: 1818