Безработный

Статус безработного: Права, пособия, льготы

Безработный
Актуальность темы про социальный статус безработного, его правах, в том числе на предусмотренные действующим законодательством пособия и льготы, а также о мерах ответственности безработного, существует, пожалуй, с самого зарождения органов занятости населения, первые из которых появились ещё в начале 1989г. - первой половине 1990 г. в СССР, правопреемником которого в полном объёме (т.е. по уклады жизни, по политическому строю и политической системе, в области экономической системы, культуры, традиций, международных обязательств и т.п.) считает себя Российская Федерация в лице представителей государственной власти, включая Президента Российской Федерации. В условиях пандемии коронавируса и связанной с ним самоизоляции (ныне «режим повышенной готовности» неизвестно к чему) и последствий актуальность данной темы приобретает ещё большее значение.

Статья содержит следующие разделы:

  • Понятие и оформление статуса безработного.
  • Права и обязанности безработного.
  • Права безработного.
  • Обязанности безработного
  • Пособия для безработного.
  • Льготы и гарантии для безработного.
  • Ответственность безработного.
  • Виды ответственности безработного.
  • Может ли безработный стажироваться в период получения пособия по безработице
  • Возврат пособия по безработице. В каких случаях производится.

Понятие и оформление статуса безработного

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах занятости в поисках подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Исходя из данного определения, безработный гражданин обладает всеми этими признаками в своей совокупности.

Выделим эти признаки:

  • трудоспособный гражданин;
  • не имеет работы;
  • не имеет заработка;
  • зарегистрирован в органах занятости населения;
  • ищет работу;
  • готов приступить к работе.

При отсутствии одного из подобных признаков гражданин не может являться безработным. Таким образом, можно установить, что если трудоспособный гражданин имеет работу, но не имеет заработка (например, стажировка, практика), то такой гражданин уже не может признаваться безработным.

Для признания гражданина безработным соблюдается следующий порядок действий:

  • Обращение по месту постоянной регистрации (регистрации по месту жительства) в орган занятости населения. При себе иметь в наличии документы: паспорт, документы об образовании, квалификации, обучении, ученых степенях, ученых званиях, трудовая книжка (если таковая имеется), справка о среднем заработке, для инвалидов (естественно, рабочей группы) – ИПР.
  • Центр занятости направляет трудоспособного гражданина с соответствующим бланком в поисках подходящей работы.
  • Далее центры занятости направляют (в случае необходимости) запросы для подтверждения представленных сведений.
  • В случае признания трудоспособного гражданина безработным сведения о нём вносятся в специальный регистр.
  • В случае неудачного поиска работы со специальным пустым бланком трудоспособный гражданин признаётся безработным и ему устанавливается пособие по безработице.

Не признаётся безработным гражданин, который:

  • отказался от двух вариантов предложенной работы (в том числе при направлении его центром занятости в целях самостоятельного поиска работы с пустым бланком);
  • при двух отказах гражданина, впервые ищущего работу или ранее не работавшего от получения профессиональной подготовки или от предложений оплачиваемой работы;
  • неявка в течение 10 дней без уважительной причины для постановки на регистрационный учет в качестве безработного;
  • неявка в установленный срок для принятия решения о признании безработным;
  • представление гражданином заведомо ложных сведений об отсутствии работы и заработка, а также иных недостоверных данных для признания безработным.

Права безработного

Гражданин, признанный в установленном порядке безработным, имеет право на выбор подходящей работы самостоятельно или с помощью бесплатного посредничества органов занятости населения, в том числе за пределами Российской Федерации.

Гражданин, являющийся безработным, имеет право на консультацию, профориентацию, содействие для переезда и переселения в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости.

Безработный имеет право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

К сожалению, перечисленные права безработных остаются не более, чем декларативными. Например, центр занятости населения никогда не пойдёт на то, чтобы предоставить сведения о наличии подходящих вакансий за пределами Российской Федерации. В подавляющем большинстве центров занятости населения отсутствуют психологи и не просто отсутствуют, а вообще не предусмотрены штатным расписанием. Максимум, что сделает инспектор по занятости для содействия безработному в поисках работы – скажет «посмотрите в коридоре, там висят списки с вакансиями». Профориентация вообще практически игнорируется должностными лицами органов занятости населения. Хорошо, если проведут школьников старших классов на профориентацию.

Обязанности безработного

Безработный обязан в установленные сроки два раза в месяц отмечаться в центре занятости населения.

Безработный обязан рассматривать каждую вакансию, предложенную центром занятости. Отказ может быть только мотивированным. Подобная обязанность порождает тотальные злоупотребления должностных лиц органов занятости населения, когда они предлагают явно неподходящие вакансии для безработного в целях получения двух отказов подряд и снятия безработного с учета. Тем более, что изначально, ещё с момента зарождения органов занятости населения сложилась такая практика, что лучшие вакансии придерживаются «для своих». Такая порочная практика привела к тому, что некоторые непопулярные вакансии висят на бланках, выставленных в общем зале не то, что годами, а десятилетиями.

Мало, кто из безработных, знает о том, что в случае заболевания безработный обязан оформлять лист нетрудоспособности, именуемый в народе «больничным». А должностные лица органов занятости населения никогда не информируют безработного о такой его обязанности. Полагаю, что утаивание подобной информации также делается для того, чтобы в случае неявки безработного в установленный срок снять его с учета.

Вот таким образом и получаются в итоге уровень безработицы в 1,5-2,5%, когда реальный уровень безработицы в десятки раз выше. Так как граждане уже лет десять в орган занятости населения обращаются, как правило, только в случае переезда в другую местность. Проще зайти посмотреть вакансии в общем зале либо почитать вакансии в газете или интернете, чем сталкиваться с тотальной бюрократизацией института поиска работы.

Безработный обязан информировать орган занятости населения о потере права на получение пособия по безработице, в том числе в случаях переезда в другую местность.

В случае, если центр занятости населения всё-таки выдаёт свободные вакансии, то в течение трех дней приходить на переговоры с работодателем для трудоустройства. Неисполнение этой обязанности также может повлечь лишение статуса безработного.

Пособия для безработного

Основным пособием для безработного является пособие по безработице. Размер пособия по безработице является дифференцированным и зависит от способа увольнения с последнего места работы, давности увольнения с последнего официального места работы, а также от того, работал ли претендующий на пособие по безработице ранее.

Пособие по безработице может высчитываться в процентном отношении к среднемесячному заработку, исходя из справки по установленной форме, а также может устанавливаться в минимальном размере. Минимальный размер пособия по безработице в каждом регионе свой, зависящий от районного коэффициента.

Лицам, подвергшимся воздействию радиации в результате различных радиационных аварий и катастроф, признанным в установленном порядке безработными, выплачивается дополнительное пособие. Основными законами для получения дополнительного пособия являются Федеральный закон от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в реку Теча» и Закон РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Следует отметить, что лицам, уволенным с работы с 1 марта 2020 года и признанным безработными, в период с апреля 2020 года по июнь 2020 года выплачивается повышенной размер пособия в размере 12 130 рублей ежемесячно. Данный уровень пособия рассчитывается, пропорционально дням безработицы в указанный период, начиная с первого дня признания безработным соответствующего гражданина.

Пример № 1

Например, гражданин признан безработным с 1 апреля 2020 года и ему было назначено пособие по безработице и данный гражданин апрель, май и июнь состоял на учете по безработице. Соответственно, за период за указанный период он должен получить 36 390 рублей в качестве пособия по безработице.

Пример № 2.

Гражданин признан безработным, начиная с 5 июня 2020 года. Соответственно, данный гражданин получит в период с 05.06.2020 г. по 30.06.2020 г.

12130/30*26=10512,66….

10 512 рублей 67 копеек в качестве пособия по безработице.

Пример № 3.

Гражданин признан безработным с 29.06.2020 г. Соответственно, размер пособия по безработице такого гражданина составит

12130/30*2=808,66….

808 рублей 67 копеек.

С 1 июля 2020 года пособие по безработице выплачивается в прежнем порядке и составляет:

Минимальный размер пособия по безработице 1500 рублей*районный коэффициент

Максимальный размер пособия по безработице 12 130 рублей.

В Москве за счет бюджета города Москвы гражданам, уволенным с работы и признанным в установленном порядке безработными с выплатой пособия по безработице с 1 апреля 2020 года по 10 июня 2020 года установлена также региональная компенсационная выплата в размере 19 500 рублей. Условие получения такой дополнительной региональной выплаты – наличие ребенка или детей.

Льготы и гарантии для безработного

У безработного лица не так много льгот и гарантий. И основные гарантии установлены статьей 28 Закон о занятости населения.

Гарантии:

  • выплата пособия по безработице;
  • получение стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Что касается льгот, то они стандартны, как и других граждан. Если после выплаты пособия по безработице на руках у гражданина, признанного безработным, сумма менее прожиточного минимума, то он имеет право на получение через орган социальной защиты населения доплаты до прожиточного минимума. Минусом является то, что прожиточный минимум в различных регионах разный и получается так, что даже с учетом максимального размера пособия по безработице 12 130 рублей, безработный Амурской области получит доплату до прожиточного минимума (прожиточный минимум 13 009 рублей),а безработный Белгородской области (прожиточный минимум 9 971 рублей) или Кемеровской области (прожиточный минимум 10 972 рублей) не получит доплаты.

Ответственность безработного

К видам ответственности можно отнести:

  • Гражданско-правовая. Заключается в том, что безработному может быть за различные нарушения приостановлено пособие по безработице либо гражданин может быть вовсе лишен статуса безработного.
  • Уголовная ответственность. Как правило, подобный вид ответственности наступают при незаконном получении пособия по безработице, что предусматривает наказание по ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат». Здесь имеется один спорный момент. Дело в том, что в настоящее время существует такая система получения пособия по безработицы, как получение пособия по безработице в течение 6 месяцев, потом на определенный период пособие по безработице приостанавливается, а далее вновь возобновляется. И по истечении определенного срока безработный продолжает числиться на учете в качестве безработного, но пособия по безработице уже не получает. И возникает такой вопрос – имеется ли состав ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат», если данные выплаты (пособие по безработице) безработный не получает. Инспекторы занятости считают, что состав мошенничества при получении выплат присутствует даже в подобном случае и любят запугивать безработных даже обращением в ФСБ России (при чем тут вообще орган, занимающийся разведывательной и контрразведывательной деятельностью?).

Может ли безработный стажироваться в период получения пособия по безработице

Существуют массовые случаи, когда гражданину необходимо для решения вопроса о трудоустройстве в ту или иную организацию необходимо пройти стажировку. Стажировка при этом может быть оплачиваемой и неоплачиваемой. Если с определением оплачиваемой стажировкой всё понятно, то поясним, что такое неоплачиваемая стажировка.

Неоплачиваемая стажировка – это трудовая деятельность, выполняемая безвозмездно в пользу других лиц в целях приобретения опыта или трудовых навыков. Таким образом, безработный работает без оплаты, в интересах других лиц. И в таком случае вновь возникает вопрос о наличии или отсутствии состава мошенничества при получении выплат.

С одной стороны, мы наблюдаем, что неоплачиваемая стажировка – это вид трудовой деятельности. С другой стороны, мы наблюдаем отсутствие каких-либо выплат в пользу безработного гражданина. И есть опасения, что работодатели массово введут какие-либо сроки неоплачиваемых краткосрочных или долгосрочных стажировок, в том числе вместо ученических договоров. Особенно актуален данный риск в условиях тотального запрета почти всех видов деятельности по причине коронавируса и самоизоляции (о конституционности которой говорить крайне сомнительно, так как прямо нарушается ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Тем не менее, полагаем, что стажировка в подобных случаях допустима.

Возврат пособия по безработице. В каких случаях производится

Возврат пособия по безработице предусмотрен в случае его незаконного получения (обманным путем), а именно:

  • предоставление заведомо ложных или недостоверных сведений, что порождает для центров занятости населения тотально проверять каждого претендующего на статус безработного и получение пособия по безработице относительно достоверности представленных им сведений об отсутствии работы, стажа в трудовой книжке, заработной платы по последнему месту работы и т.д.;
  • наличие оплачиваемого места работы в период получения пособия по безработице, что порождает для центров занятости населения обязанность тотально проверять каждого безработного на появление у него оплачиваемого места работы в период получения пособия по безработице и наличии статуса безработного;
  • случаи получения пособия по безработице в результате технической или арифметической ошибки.

Возврат пособия по безработице может производиться, как во внесудебном, так и в судебном порядке. Учитывая, что пособие по безработице - сущие копейки, в данной области правоотношений также могут содержаться риски различных злоупотреблений со стороны должностных лиц органов занятости населения.

Дата публикации: 06.06.2020 10:11

Просмотров: 7229

Ларин Олег Юрьевич
Автор статьи

Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии

Войти