Административное правонарушение: всё, что нужно знать гражданам

Административное правонарушение: всё, что нужно знать гражданам
В России ответственность за совершение административного правонарушения наступает по достижении возраста 16 лет. Разбираемся, что собой представляет административное правонарушение, как правильно составляется протокол и оформляются материалы, и как обжаловать привлечение к ответственности.

Содержание статьи:

  • Что такое административное правонарушение;
  • Кто имеет право составить протокол об административном правонарушении и какие требования предъявляются к нему;
  • Меры обеспечения по делам об административных правонарушениях;
  • Как правильно обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;
  • Каковы последствия привлечения к административной ответственности.

Что такое административное правонарушение

Кодекс об административных правонарушениях называет административным правонарушением противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законом установлена административная ответственность. Полный перечень таких деяний содержится во втором разделе КоАП РФ. К ответственности привлекаются и граждане, и юридические лица.

В отличие от преступлений, правонарушения не несут существенных негативных последствий для общества, часто принимается решение об освобождении от ответственности. Главные признаки того, что совершено именно административное правонарушение: нарушены охраняемые законом общественные отношения, есть виновное лицо (физическое или юридическое), правонарушение совершено умышленно или по неосторожности, совершено конкретное деяние, предусмотренное законодательством об административных правонарушениях. За отсутствием хотя бы одного из этих признаков считается, что состав правонарушения отсутствует, соответственно, привлечению к ответственности гражданин или организация не подлежат.

Совершение правонарушения в ситуации, когда требуется устранить опасность, угрожающую жизни, здоровью или общественным и государственным интересам или в состоянии невменяемости - повод для освобождения от ответственности. Законодательство предусматривает и смягчающие обстоятельства: раскаяние, оказание содействия, добровольное возмещение вреда, возраст, семейное положение и так далее. В зависимости от ситуации суд или должностное лицо, рассматривающее дело, может признать смягчающими и другие факты.

Кто имеет право составить протокол об административном правонарушении и какие требования предъявляются к нему

Факт совершения административного правонарушения за исключением некоторых случаев оформляется протоколом. Составить протокол, а также рассматривать само дело могут органы полиции, судьи, комиссии по делам несовершеннолетних, налоговые, пограничные, таможенные органы, военкоматы и органы военной полиции и другие. Полный перечень организаций также содержит кодекс об административных правонарушениях, а именно глава 23. Если дело возбуждает прокурор, протокол не составляется, выносится постановление.

Вообще поводом к возбуждению дела об административном правонарушении может быть не только непосредственное обнаружение органами факта незаконного деяния, но и заявления физических и юридических лиц.

В протоколе обязательно должны быть указаны дата и место составления, фамилия должностного лица, составившего протокол, полные сведения о нарушителе, описание самого события с указанием статьи КоАП, данные о свидетелях, если таковые присутствовали, объяснения правонарушителя. Протокол подписывает тот, кто его составил и в отношении кого он составлен. Если имеются замечания, они также обязательно вносятся в протокол. Копия протокола вручается правонарушителю.

Протокол составляется сразу при обнаружении события правонарушения, а если необходимо выяснение дополнительных обстоятельств - в срок, не позднее 2 суток с момента выявления.

Протокол может не составляться, если принято решение о назначении наказания в виде штрафа или предупреждения. То же касается ситуаций, когда в процессе налоговой проверки заявлений о правонарушениях организация или гражданин признают факт нарушений и добровольно исполняют свои обязательства. В этом случае выносят постановление по делу об административном правонарушении. Его копия вручается под расписку тому, в отношении кого оно вынесено. Но если факт правонарушения лицом не признается, протокол всё же составляется.

Постановление прокурора или протокол направляются в течение 3 суток судье или другому органу, который рассматривает его. Если за правонарушение предусмотрен административный арест или административное выдворение, протокол направляется немедленно.

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения материалов дела должностным лицом. На рассмотрение дела судьёй предусмотрено 2 месяца. По статьям о нарушениях в сфере избирательного права срок рассмотрения составляет 5 дней, продление не предусмотрено.

Если нарушение влечет наказание в виде ареста или выдворения, материалы рассматриваются сразу в день получения протокола, а в отношении задержанного - в течение 48 часов.

Меры обеспечения по делам об административных правонарушениях

Для правильного рассмотрения дел об административных правонарушениях могут применяться меры обеспечения: задержание, арест, личный досмотр и досмотр транспорта, доставление, медицинское освидетельствование и другие. Каждое подобное действие должно быть оформлено соответствующим протоколом. Требования к оформлению применяются такие же, как к протоколу об административном правонарушении.

Как правильно обжаловать постановление по делу об административном правонарушении

Если есть сомнения в правильности оформления материалов дела или имеются обстоятельства, смягчающие или исключающие вину, на постановление может быть подана жалоба. Подать ее может лицо, в отношении которого было вынесено постановление, его законный представитель или потерпевший.

На постановление, вынесенное судьёй, жалоба подается в вышестоящий суд, коллегиальным органом- по месту нахождения этого органа в районный суд, должностным лицом - вышестоящему должностному лицу или в районный суд по месту рассмотрения дела, другим органом- в районный суд по месту рассмотрения дела.

Обратите внимание, что жалоба подается в тот орган, которым было вынесено постановление, дальше сам орган в течение 3 суток направляет её в соответствующую инстанцию. Жалоба должна быть подана в течение 10 суток со дня получения вами копии постановления по делу об административном правонарушении.

По итогам рассмотрения жалоб выносится решение: об оставлении постановления без изменений; об изменении постановления (при этом не должно ухудшаться положение нарушителя); об отмене постановления и прекращении производства по делу; об отмене постановления и направлении на пересмотр, если первичное рассмотрение было с нарушением законодательства, и требуется более строгое наказание (в том случае, если жалобу подал потерпевший); об отмене постановления и направлении на пересмотр в связи с тем, что постановление было вынесено не имеющим на то полномочий судьёй или должностным лицом; об изменении постановления и замене наказания в виде административного выдворения на иное. Решение должно быть вынесено судом в срок не позднее 2 месяцев с момента получения жалобы, а должностным лицом - в течение 10 дней.

В жалобе обязательно нужно указать, кому она подается и реквизиты заявителя. В тексте прописывается суть постановления и положения, с которыми не согласен заявитель. Прикладывается копия постановления об административном правонарушении и любые документы-доказательства.

Каковы последствия привлечения к административной ответственности

Срок давности привлечения к административной ответственности составляет 60 суток, а по делам, рассматриваемым судьёй - 90 суток.

Если лицо уже привлечено к административной ответственности, оно считается подвергнутым административному наказанию ещё в течение года со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Последствием привлечения к административной ответственности может стать отказ в принятии на службу в органы внутренних дел. Согласно федеральному закону "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" гражданин не может быть принят на службу в случае, если он неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения. Если гражданин имеет допуск к государственной тайне и совершает правонарушение в области защиты гостайны, это влечет прекращение допуска. Это может привести к увольнению, если такое условие предусмотрено трудовым договором.

У военнослужащего могут быть такие же последствия, если допуска он лишается, а вакантной должности, не предусматривающей допуск, нет.

Также совершение повторно такого же правонарушения в течение года после первого будет отягчающим обстоятельством при назначении наказания.

Обратите внимание, что совершение административного правонарушения - не препятствие для устройства на работу. Если работодатель отказывает по этому основанию, необходимо обжаловать этот отказ в инспекцию по труду или в суд.

В ситуациях, требующих обжалования постановления по делу об административном правонарушении, мы рекомендуем обращаться за помощью к квалифицированному юристу. Специалисты портала КонсЮрист помогут вам в составлении всех необходимых процессуальных документов, а также грамотно проконсультируют по любым вопросам, связанным с административной ответственностью.

Дата публикации: 31.05.2024 12:37

Просмотров: 544


Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии
Меню
  • Основное
  • Консультанты
Назад

    Войти