Продали некачественный товар или услугу
В данной статье мы хотим поднять злободневную тему защиты прав потребителей, а иными словами, покупателей товаров и услуг, которые нуждаются в этом. Поскольку товарооборот в нашей повседневной жизни только растет с каждым днем, а опыт в этой сфере приобретают только продавцы и юристы, а отдельные покупатели зачастую остаются обманутыми. Несмотря на то, что суды занимают позицию защиты потребителя, поскольку он находится в менее выгодном правовом и материальном положении, однако без знания нюансов проиграет суд даже потребитель. Это не какие-то глубокие секреты, однако большинство людей понятия не имеют о них. Им нужно рассказывать простым языком, на примерах, и мы попытаемся это сделать в этой статье.
Содержание статьи:
- Безопасность при покупке. Что важно знать?
- Покупка через интернет;
- Заказ услуги или работ;
- Как защитить себя после обнаружения недостатков?
Безопасность при покупке товара. Что важно знать?
Что важно знать, приобретая товар? Давайте сначала о товаре. Его, конечно же, необходимо осмотреть на наличие видимых повреждений. Это если вы забираете его непосредственно в магазине. И если с новым товаром все понятно и навряд ли на нем будут повреждения, то вот с товаром бывшим в употреблении не все так просто. И если повреждения есть их нужно оценить – будете ли вы брать товар с такими повреждениями (царапинами, сколами), если они не влияют на работоспособность? Все повреждения нужно описать в акте, где продавец должен прописать, что они на работоспособность не влияют. Зачем это нужно? Потому что если они все-таки существенны и товар неисправен, то можно предъявить претензию.
Иногда товар вы не забираете, а его доставляют к вам. Тогда нужно осмотреть товар при вскрытии и попросить доставщика присутствовать при вскрытии коробки, чтоб в случае видимых повреждений составить акт. Конечно, доставщики часто говорят, что мне некогда и ему надо бежать дальше. В таком случае вскрывайте на видеокамеру под запись и тоже составьте акт, который отдадите продавцу с претензией.
Некоторые люди путают осмотр при доставке и проверку работоспособности. Доставщик, действительно не отвечает за саму работоспособность товара, он отвечает лишь за видимое внешнее состояние, что доставил его невредимым. А вот работает товар или нет, это вы проверяете дома не спеша, и если, что не так, то опять же предъявите претензию к продавцу.
Интересно то, что бывший в употреблении товар может продаваться с недостатками. Продавец может и не скрывать это. Из-за этого и товар может стоить дешевле. Да, есть и на такой товар покупатели. Поэтому, если вы покупаете б/у товар, то будьте внимательны при объяснении продавца и отразите все недостатки в акте передачи товара или квитанции приема денег. Продавец может прописать эти недостатки в акте приема передачи или квитанции приема денег и потом вы не сможете предъявить претензии по данному факту, поскольку своей покупкой согласились с такими недостатками.
В моей практике был случай, когда неисправность экрана, купленного б/у телефона, покупатель обнаружил лишь дома. Продавец не озвучил маленькое выцветание экрана. Покупатель предъявил претензию и потребовал заменить товар или вернуть деньги. Продавец отказал, ссылаясь на то, что покупатель знал, что товар не новый, а бывший в употреблении. Однако суд встал на сторону покупателя, поскольку, пусть даже телефон и был б/у, но конкретный недостаток экрана продавец не озвучил, и у продавца нет доказательств, что покупатель согласился с данным недостатком при покупке.
Покупка через интернет
Бывает, что покупки совершаются не в присутствии продавца и самого покупателя, а через интернет. Здесь нечего пугаться, подобные сделки также регулируются законом о защите прав потребителей. Но людей беспокоит тот вопрос, а могу ли я отказаться от приобретения товара при получении в пункте выдачи. И действительно, ведь с момента покупки до момента получения проходит некоторое время. За это время человек может передумать, найти что-то более подходящее, или, элементарно, купленная одежда может не подойти по размеру. Естественно, человек может отказаться от товара, потому что закон разделяет понятие продажи и получения товара. Если товар не получен, значит и продавец не может ссылаться на то, что сделка завершена. Ведь есть товары, которые нельзя вернуть просто так, из-за того, что человек передумал.
Также надо знать, что у некоторых товаров или услуг есть свои правила оформления возврата. Например, покупка авиабилетов не подчиняется в полноте закону о защите прав потребителей. Если рейс отменили, то вернуть деньги вы можете только спустя 3 года и обратившись в суд до истечения этого срока вы получите отказ. Такие правила были установлены отдельным Постановлением Правительства РФ. По прошествии 3 лет после отмены вашего рейса, вы можете обратиться к авиакомпании и потребовать деньги и проценты за пользование деньгами по ставке ЦБ, но не более. Никакие пени и штрафы вы не получите. Здесь законодатель встал на защиту авиаотрасли.
Заказ услуги или работ
Когда человек заказывает услугу, то руководствуется благоприятными отзывами других потребителей. Однако даже с самым прекрасным исполнителем необходимо заранее, до мелочей, обговорить все нюансы предстоящей работы. И не важно: копают ли вам яму, кладут ли кирпичную кладку, выравнивают пол в ванной или доставляют телевизор с другого города – все это считается оказываемой услугой.
Важно заранее обговорить существенные условия сделки и обязательно закрепить их на бумаге. Такими значимыми пунктами являются: срок работ, поскольку многие любят затягивать их выполнение, цену работ, поскольку некоторые работники не спешат озвучивать точную цену, а оценивают «на глаз» со словами «потом решим», ну и конечно же объем работ их вид и конечный результат. Ничего не понимающие и неопытные потребители соглашаются с такими работниками, которые не любят конкретики, а потом это выливается в дополнительные расходы, не озвученные в начале, долгое невыполнение, получении не того результата.
Даже если вам кладут штукатурку на стены, вы должны прописать в договоре мелочи, которые вам важны. Например, то, что стена должны быть ровной без волн.
На моей памяти, клиент обратился к своему знакомому, который перегонял машины из Германии в Россию, и вручил ему большую по тем временам сумму для покупки б/у машины. Руководствуясь тем, что в Германии бережно относятся к машинам и даже б/у машина должна быть отменного качества, и тем, что перед ним его хороший друг, который навряд ли будет его обманывать. Поэтому факт передачи денег был закреплен лишь простой распиской, а не договором. В расписке очень хорошо прописали факт передачи денег, но совершенно не описали то, какую именно по качеству машину должен получить клиент. Не прописали также и ответственность друга за невыполнение поручения. Таким образом, договор оказания услуг, которым он по сути являлся, на бумаге оказался лишь «дружеским пожеланием». Потом, когда друг привез машину, в ней, по прошествии некоторого времени обнаружились недостатки, которые могли быть устранены только ремонтом по стоимости самой машины. Клиент обратился в суд за взысканием потраченных денег на покупку некачественного товара, однако суд отказал, поскольку расписка не содержала условий о качестве товара, которые знакомый клиента должен был бы исполнить.
Как защитить себя после обнаружения недостатков?
Конечно же предъявить претензию к продавцу, но даже и здесь важно соблюдение некоторых условий. Если вы обнаружили недостатки в крупногабаритном товаре, который не так-то легко перевозить, то не нужно самому везти товар продавцу. Это обязан сделать он сам. Однако отдавая товар представителям продавца, которые приедут забирать товар на диагностику, нужно также быть осторожным и в акте приема-передачи товара прописать его внешнее состояние, что товар внешне целый, без царапин и сколов, описать его поломку и что других поломок нет. Это нужно, чтоб потом при возврате товара вам и обнаружении при возвращении каких-либо повреждений, продавец не заявил, что так и было.
Вообще говоря, о недостатках, вы должны помнить, что имеете право предъявить продавцу три условия на выбор, а именно: заменить некачественный товар на качественный; произвести ремонт товара; расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги.
Но надо помнить, что по закону, недостаток товара должен быть существенным, если вы требуете возврата денег или замены товара. Что такое существенный недостаток? Об этом в свое время сказал Верховный суд РФ. Такими недостатками являются: неисправность, появляющаяся неоднократно, неисправность, которая делает невозможным нормальную эксплуатацию товара, неисправность, ремонт которой стоит так же, как и сама вещь или почти так же, ну и неисправность, которую продавец устраняет достаточно долго, например, более 45 дней.
При всех данных недостатках, вы имеете право потребовать вернуть деньги или заменить товар. При всех остальных, мелких недостатках, вы можете требовать лишь ремонта.
На моей памяти, клиент приобрел б/у сплит-систему, которая по прошествии времени перестала охлаждать. Он позвонил продавцу и тот прислал бригаду ремонта. Они отремонтировали аппарат на месте, и он стал работать исправно. Однако по прошествии времени, он опять перестал охлаждать. Тогда клиент уже не стал просить прислать ремонтников, а сразу написал претензию, ведь налицо существенный недостаток товара, а именно, недостаток, который проявился неоднократно. Товар был заменен продавцом на исправный.
Однако даже при существенном недостатке, продавец может проявить хитрость, дабы не менять товар и не возвращать деньги. Например, ведь не всегда товар ремонтируется на месте, да и нужно определить, заводской это дефект или может клиент сам виноват в поломке. Таким товаром может быть автомобиль. Проводя диагностику и обнаружив заводской дефект, продавец может не сообщить клиенту о причинах поломки и уже начать делать ремонт. Зачем? Потому что, если ремонт будет завершен, клиент уже не будет вправе требовать замены товара или возврата денег. Так сказал Верховный суд. Если продавец оказал услугу ремонта и клиент не отрицал этого, то значит спор разрешен и требовать возврата денег покупатель уже не вправе.
Поэтому, если вы подозреваете существенный недостаток товара, то лучше сразу сообщите продавцу, при передаче товара на диагностику, что не намерены его ремонтировать, и лучше это сделать письменно.
Дата публикации: 30.10.2022 17:49
Просмотров: 3160