Намеренное ухудшение жилищных условий
К нам обратился клиент с проблемой. Дело в том, что он является военнослужащим. Собирается разводиться с супругой. Есть общий несовершеннолетний ребенок.
Иное жилье в собственности, пригодное для проживания – отсутствует. Но есть квартира, приобретенная в браке, но оформленная на супругу.
При разводе, с формальной точки зрения, указанный гражданин должен быть признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения. В результате постановки на учет он вправе рассчитывать и на жилищную субсидию в связи со своим статусом военнослужащего.
Однако в связи с правилами, предусмотренными Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", расторжение брака трактуется как намеренное ухудшение жилищных условий, которое лишает право стороны на ближайшие 5 лет встать на учет. Что идет явно вразрез с принципами действующего законодательства, если толковать данную норму буквально.
Однако данное правило следует толковать ограничительно. И в смысловой связи с нормами Жилищного кодекса РФ (который выше по юридической силе), а также в контексте конституционных прав и гарантий гражданина.
В ином случае, при буквальном понимании правоприменителем данной нормы права гражданин существенно ограничивается в семейных, жилищных и гражданских правах, что недопустимо.
На случай отказа гражданину в постановке на учет в качестве нуждающегося нами была выработана эффективная правовая позиция по оспариванию причин отказа в порядке административного судопроизводства. Более того, такая позиция нашла отражение и в материалах судебной практики.
Подробные разъяснения, с учетом нюансов сложившейся ситуации, Вы можете получить, обратившись к квалифицированным юристам нашей компании.