Краткие ответы со ссылками на применимые нормы права, судебной практики, разъяснения; - Если какой-то информации для точного ответа не хватает – напишите, какие есть возможные варианты в зависимости от дополнительных условий (если…, то…);
1. Один из членов совета директоров АО подал письменное заявление о прекращении полномочий по собственному желанию.
В: В какой момент прекращаются его полномочия?
2. АО подлежит обязательному аудиту.
В: Может ли АО выплатить дивиденды за 2023 год в феврале 2024 года?
Нужно ли к моменту выплаты иметь аудиторское заключение по отчетности АО?
3. Принято решение о смене единоличного исполнительного органа некоммерческой организации – ассоциации.
В: Опишите в общем виде процесс оформления и регистрации такой смены руководителя – необходимые документы, действия, куда подавать документы, когда процесс будет считаться полностью завершенным и проч.
4. Общество является держателем лицензии на недропользование и планирует создать дочернее общество в форме ООО.
В: Можно ли оплатить долю в уставном капитале дочернего общества правами пользования недрами на основании лицензии? Если да – можно ли оплатить уставный капитал только правами пользования недрами, не внося денежные средства? Какие требования необходимо соблюсти при внесении таких прав на основании ФЗ об ООО и Закона о недрах?
5. Продавец и покупатель обсуждают куплю-продажу доли в ООО. Суммарная стоимость активов по последним балансам продавца и покупателя превышает семь миллиардов рублей. Сумма сделки – менее семи миллиардов рублей.
В: Нужно ли согласие Федеральной антимонопольной службы на заключение данной сделки?
Дата: 07.06.2025 21:38
Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе
Уважаемый пользователь, Ваш вопрос передан консультанту, ответ готовится и будет предоставлен в ближайшее время.
Здравствуйте, Мария
1. Один из членов совета директоров АО подал письменное заявление о прекращении полномочий по собственному желанию. В: В какой момент прекращаются его полномочия?
Краткий ответ: Полномочия члена совета директоров АО, подавшего заявление о прекращении полномочий по собственному желанию, прекращаются с момента получения обществом соответствующего заявления, если уставом или внутренним документом общества, определяющим статус и регламент работы совета директоров, не предусмотрено иное.
Развернутый ответ и обоснование:
• Нормы права:
а) Пункт 1 статьи 68 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Закон об АО): "Член совета директоров (наблюдательного совета) общества вправе в любое время добровольно сложить свои полномочия, письменно известив об этом общество. В этом случае полномочия такого члена совета директоров (наблюдательного совета) общества прекращаются с момента получения обществом соответствующего заявления, если уставом или внутренним документом общества, определяющим статус и регламент работы совета директоров (наблюдательного совета) общества, не предусмотрено иное."
б) Пункт 4 статьи 66 Закона об АО: "Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом общества, на срок до следующего годового общего собрания акционеров. Если годовое общее собрание акционеров не было проведено в сроки, установленные пунктом 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, полномочия совета директоров (наблюдательного совета) общества прекращаются, за исключением полномочий по подготовке, созыву и проведению годового общего собрания акционеров." Эта норма устанавливает общий срок полномочий, но не отменяет право на досрочное сложение полномочий.
• Анализ:
Закон об АО прямо указывает на возможность добровольного сложения полномочий членом совета директоров. Ключевым моментом является дата получения обществом письменного заявления. Однако, закон допускает, что устав или внутренний документ (например, Положение о совете директоров) могут устанавливать иной порядок.
• Возможные варианты в зависимости от дополнительных условий:
а) Если устав АО и его внутренние документы (например, Положение о совете директоров) не содержат специальных положений об ином моменте прекращения полномочий члена СД по его заявлению, то полномочия прекращаются с момента получения обществом письменного заявления от члена совета директоров. Датой получения может считаться дата регистрации входящего документа в обществе.
б) Если устав АО или его внутренние документы предусматривают, что полномочия члена СД прекращаются, например, с даты принятия соответствующего решения общим собранием акционеров или советом директоров (если ему переданы такие полномочия по досрочному прекращению полномочий выбывающего члена СД до избрания нового состава на ОСА), то полномочия прекратятся с даты, указанной в таком решении, или с даты его принятия. На практике такой порядок встречается для обеспечения преемственности и кворума в работе совета директоров, особенно если устав предусматривает необходимость избрания нового члена СД взамен выбывшего.
в) Если устав АО или его внутренние документы устанавливают определенный срок уведомления (например, за две недели до предполагаемой даты прекращения полномочий), и этот срок соблюден членом СД, то полномочия могут прекратиться по истечении этого срока, если это прямо предусмотрено.
• Судебная практика и разъяснения:
Хотя, в основном, вся найденная информация касаются единоличного исполнительного органа (ЕИО), общий принцип прекращения полномочий по инициативе самого лица схож. Для ЕИО полномочия прекращаются с момента принятия решения уполномоченным органом (п. 3 ст. 69 Закона об АО). Однако для члена совета директоров ст. 68 Закона об АО устанавливает специальное правило, отдавая приоритет моменту получения заявления, если иное не установлено уставом или внутренними документами.
Судебная практика по данному вопросу обычно исходит из буквального толкования п. 1 ст. 68 Закона об АО и положений устава конкретного общества. Если устав предусматривает необходимость решения ОСА, суды могут признать полномочия действующими до такого решения.
Вывод: Для точного ответа необходимо изучить устав АО и его внутренние документы (в частности, Положение о совете директоров). При отсутствии в них иных указаний, полномочия члена совета директоров прекращаются с момента получения обществом его письменного заявления о сложении полномочий.
2. АО подлежит обязательному аудиту. В: Может ли АО выплатить дивиденды за 2023 год в феврале 2024 года? Нужно ли к моменту выплаты иметь аудиторское заключение по отчетности АО?
Краткий ответ:
• Выплата дивидендов в феврале 2024 г. за 2023 г.: Да, АО может выплатить дивиденды за 2023 год в феврале 2024 года, но это будут либо промежуточные дивиденды (например, по итогам 9 месяцев 2023 года, решение по которым принято в установленный срок), либо годовые дивиденды, если годовое общее собрание акционеров (ГОСА) проводится в феврале (что возможно, но менее типично, так как ГОСА проводится не ранее чем через 2 месяца после окончания отчетного года, т. е. с 1 марта).
• Необходимость аудиторского заключения:
а) Для выплаты годовых дивидендов: Если решение о выплате годовых дивидендов принимается на ГОСА (которое может состояться, например, в феврале, хотя чаще позже), то к моменту проведения ГОСА аудиторское заключение по годовой бухгалтерской отчетности за 2023 год должно быть готово, так как годовая отчетность утверждается на ГОСА и представляется акционерам вместе с аудиторским заключением.
б) Для выплаты промежуточных дивидендов: Закон об АО не требует наличия аудиторского заключения по промежуточной отчетности на момент принятия решения о выплате промежуточных дивидендов или на момент их фактической выплаты. Обязательный аудит проводится по годовой отчетности.
в) На момент фактической выплаты (любых дивидендов): Прямого требования о наличии аудиторского заключения именно на дату выплаты в законе нет, если решение о выплате было принято правомерно.
Развернутый ответ и обоснование:
• Нормы права:
а) Пункт 1 статьи 42 Закона об АО: Общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев отчетного года и (или) по результатам отчетного года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов. Решение о выплате (объявлении) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия и девяти месяцев отчетного года может быть принято в течение трех месяцев после окончания соответствующего периода.
б) Пункт 1 статьи 47 Закона об АО: Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчетного года (т. е. для 2023 года – с 1 марта по 30 июня 2024 года).
в) Подпункт 11 пункта 1 статьи 48 Закона об АО: К компетенции общего собрания акционеров относится утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.
г) Пункт 4 статьи 42 Закона об АО: Решение о выплате (объявлении) дивидендов ... принимаются общим собранием акционеров ... по рекомендации совета директоров.
д) Пункт 4 статьи 43 Закона об АО: Общество не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по акциям (и выплачивать дивиденды), если... (перечислены ограничения, например, по чистым активам, признакам банкротства).
е) Статья 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности": Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится ежегодно. Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности... и представляется вместе с такой отчетностью.
ж) Часть 9 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете": Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, подлежащая обязательному аудиту, представляется вместе с аудиторским заключением.
з) Пункт 3 статьи 52 Закона об АО: Информация (материалы), подлежащая предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества включает в себя... заключение аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
• Анализ возможности выплаты дивидендов в феврале 2024 года:
а) Промежуточные дивиденды: Решение о выплате дивидендов по итогам 9 месяцев 2023 года могло быть принято до 31 декабря 2023 года. Если такое решение было принято, то фактическая выплата может производиться в феврале 2024 года. Материал КонсультантПлюс ("В какой срок АО может принимать решение о выплате дивидендов") допускает, что и по истечении 3-месячного срока можно распределить чистую прибыль за прошлые периоды в рамках решения о дивидендах за следующий период, но это менее однозначная трактовка.
б) Годовые дивиденды: Решение о выплате годовых дивидендов за 2023 год принимается на ГОСА. ГОСА может быть проведено не ранее 1 марта 2024 года. Следовательно, решение о выплате годовых дивидендов за 2023 год не может быть принято в феврале 2024 года. Однако, если ГОСА по каким-то причинам (например, особые положения устава или если отчетный год не совпадает с календарным, что нетипично для РФ) проводится в конце февраля, то теоретически это возможно, но крайне маловероятно.
• Анализ необходимости аудиторского заключения:
а) При принятии решения о годовых дивидендах: Поскольку решение о годовых дивидендах принимается на ГОСА, где также утверждается годовая бухгалтерская отчетность, а эта отчетность для обществ, подлежащих обязательному аудиту, должна быть представлена с аудиторским заключением, то к моменту проведения ГОСА (и, соответственно, принятия решения о годовых дивидендах) аудиторское заключение должно быть готово. Это следует из совокупности норм (ст. 48, 52 Закона об АО, ст. 5 Закона об аудите, ст. 13 Закона о бухучете).
б) При принятии решения о промежуточных дивидендах: Закон об АО не устанавливает требования о проведении аудита промежуточной бухгалтерской отчетности для целей принятия решения о выплате промежуточных дивидендов. Обязательный аудит касается годовой отчетности.
в) На момент фактической выплаты дивидендов (любых): Прямых требований в Законе об АО о наличии аудиторского заключения именно на дату выплаты (если решение уже правомерно принято) нет. Важно, чтобы на момент выплаты соблюдались ограничения, установленные п. 4 ст. 43 Закона об АО (например, по стоимости чистых активов). Достоверность этих данных – ответственность общества.
• Разъяснения из предоставленного материала КонсультантПлюс ("В каком порядке выплачиваются дивиденды в АО"):
а) Раздел 1: "вопрос о выплате дивидендов за год обязательно рассматривается на годовом заседании общего собрания акционеров".
б) Раздел 4: "Общество вправе выплатить дивиденды, только если на момент выплаты нет ограничений, предусмотренных законом (п. 4 ст. 43 Закона об АО)".
в) Раздел 5: "Для начисления дивидендов к выплате потребуется составить бухгалтерскую справку-расчет... как правило, решение о выплате дивидендов не содержит сведений о конкретных суммах дивидендов, выплачиваемых каждому акционеру... Эти суммы рассчитывает бухгалтер общества..."
Эти разъяснения подтверждают, что источник – чистая прибыль, и важно соблюдение ограничений. Достоверность отчетности, подтвержденная аудитом (для годовой), косвенно влияет на обоснованность решения.
Вывод:
1. АО может выплатить дивиденды в феврале 2024 года, если это:
а) Промежуточные дивиденды (например, по итогам 9 месяцев 2023 г.), решение о которых было принято в установленные законом сроки (например, до конца 2023 г.), а сама выплата назначена на февраль 2024 г.
б) Теоретически, годовые дивиденды, если ГОСА за 2023 год проводится в конце февраля 2024 г. (что является редким случаем, так как ГОСА проводится не ранее 1 марта).
2. Нужно ли аудиторское заключение:
а) Если в феврале 2024 г. проходит ГОСА и принимается решение о выплате годовых дивидендов за 2023 г.: Да, аудиторское заключение по годовой отчетности за 2023 г. должно быть готово к моменту проведения ГОСА и предоставлено акционерам.
б) Если в феврале 2024 г. выплачиваются промежуточные дивиденды (решение принято ранее) или принимается решение о промежуточных дивидендах: Формально аудиторское заключение по промежуточной отчетности не требуется Законом об АО.
в) На момент фактической выплаты дивидендов (при условии, что решение принято правомерно): Прямого требования о наличии готового аудиторского заключения на годовую отчетность именно на дату выплаты в законе нет, если речь не идет о принятии решения о годовых дивидендах на ГОСА. Однако общество должно быть уверено в соблюдении всех ограничений на выплату (п. 4 ст. 43 Закона об АО), которые проверяются на основе данных бухучета.
3. Принято решение о смене единоличного исполнительного органа некоммерческой организации – ассоциации. В: Опишите в общем виде процесс оформления и регистрации такой смены руководителя – необходимые документы, действия, куда подавать документы, когда процесс будет считаться полностью завершенным и проч.
Краткий ответ: Процесс включает принятие решения уполномоченным органом ассоциации (обычно высшим органом управления), оформление протокола, подготовку заявления по форме Р13014, подачу документов в регистрирующий орган (ФНС) через нотариуса или с ЭЦП. Процесс считается завершенным с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Развернутый ответ и обоснование:
Смена руководителя (единоличного исполнительного органа, далее – ЕИО) некоммерческой организации (НКО), в том числе ассоциации (союза), регулируется:
• Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), в частности ст. 51, ст. 123.8-123.11.
• Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон об НКО), особенно ст. 29, 30.
• Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон о госрегистрации).
• Уставом конкретной ассоциации.
Общий процесс оформления и регистрации смены руководителя ассоциации:
1. Принятие решения о смене руководителя:
а) Уполномоченный орган: Решение о досрочном прекращении полномочий действующего ЕИО и избрании (назначении) нового принимается уполномоченным на то органом ассоциации. Согласно п. 1 ст. 29 Закона об НКО и п. 2 ст. 123.9 ГК РФ, к исключительной компетенции высшего органа управления ассоциации (союза) относится образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий, если уставом ассоциации (союза) в соответствии с законом это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов. Обычно это общее собрание членов ассоциации или конференция (съезд) делегатов.
б) Оформление решения: Решение оформляется протоколом общего собрания (конференции). В протоколе указываются:
- Наименование организации, дата, место составления.
- Сведения об участниках (кворум).
- Повестка дня (вопросы: "О досрочном прекращении полномочий ЕИО (ФИО старого)" и "Об избрании (назначении) ЕИО (ФИО нового)").
- Результаты голосования ("за", "против", "воздержался") по каждому вопросу.
- Принятые решения с указанием ФИО нового руководителя, его паспортных данных, ИНН (при наличии), адреса места жительства (в соответствии с требованиями формы Р13014), срока полномочий (если он определен уставом или решением).
- Подписи председателя и секретаря собрания (или иных лиц, уполномоченных уставом).
2. Подготовка документов для государственной регистрации:
а) Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (форма N Р13014). Утверждена Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@.
- Заполняются:
- Титульный лист (стр. 001).
- Лист И "Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица". Один лист заполняется на прежнего руководителя (указывается причина "Прекращение полномочий"), второй лист – на нового руководителя (указывается причина "Возложение полномочий").
- Лист П "Сведения о заявителе".
- Заявителем выступает новый руководитель ассоциации (пп. "а" п. 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации).
- Подпись нового руководителя на заявлении должна быть нотариально засвидетельствована, за исключением случаев подачи документов в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП).
б) Протокол (решение) уполномоченного органа ассоциации о смене руководителя. Оригинал или нотариально заверенная копия.
в) Устав ассоциации (или изменения к нему): Подается только в случае, если смена руководителя влечет за собой необходимость внесения изменений в устав (например, если ФИО руководителя было прописано в уставе, что является редкой и нежелательной практикой). В большинстве случаев смена ЕИО не требует изменения устава.
г) Документ об уплате государственной пошлины: Не уплачивается, если изменения касаются только смены руководителя и не затрагивают устав (на основании отсутствия такого требования для пп. "л" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации применительно к сведениям о ЕИО). Если изменения вносятся и в устав, госпошлина уплачивается.
3. Подача документов в регистрирующий орган:
а) Куда подавать: Документы подаются в территориальный орган Федеральной налоговой службы (ФНС России), осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц по месту нахождения ассоциации. Для НКО, которые регистрируются Минюстом, первичная регистрация и регистрация изменений в уставе происходит через Минюст, но изменения, касающиеся сведений в ЕГРЮЛ (включая смену руководителя), как правило, осуществляются ФНС. Необходимо уточнить порядок для конкретного региона и типа НКО, но общий принцип – через ФНС.
б) Срок подачи: Заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ должно быть представлено в регистрирующий орган в течение семи рабочих дней со дня принятия решения о смене руководителя (п. 5 ст. 5 Закона о госрегистрации).
в) Способы подачи (аналогично АО, см. п. 5 материала "Как сменить директора АО"):
- Непосредственно в инспекцию или через МФЦ.
- Почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения.
- В электронном виде с использованием УКЭП нового руководителя через сайт ФНС или Госуслуги.
- Через нотариуса: Новый руководитель подписывает заявление Р13014 у нотариуса, который заверяет его подпись и самостоятельно направляет пакет документов в ФНС в электронном виде. Это наиболее распространенный способ.
4. Процесс регистрации и получение документов:
а) Срок регистрации: Государственная регистрация изменений осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона о госрегистрации).
б) Результат регистрации: По итогам регистрации ФНС выдает (направляет в электронном виде) Лист записи ЕГРЮЛ, подтверждающий внесение изменений (п. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации).
5. Когда процесс считается полностью завершенным:
а) С корпоративной точки зрения, полномочия нового руководителя возникают с момента принятия решения уполномоченным органом, если в решении не указано иное.
б) Для третьих лиц (банки, контрагенты, госорганы) смена руководителя вступает в силу с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФ, пп. "л" п. 1 и п. 2 ст. 5 Закона о госрегистрации). С этого момента новый руководитель вправе действовать от имени ассоциации без доверенности.
6. Дальнейшие действия после регистрации (аналогично АО, см. п. 6 материала "Как сменить директора АО"):
а) Уведомление банка: Сообщить в банк о смене руководителя, предоставить новую карточку с образцами подписей, протокол/решение о назначении, лист записи ЕГРЮЛ, паспорт нового руководителя.
б) Уведомление контрагентов: Рекомендуется уведомить основных контрагентов.
в) Внутренние кадровые документы: Оформить увольнение старого руководителя и прием/назначение нового. Осуществить передачу дел, документов, печати (при наличии) по акту приема-передачи.
• Судебная практика и разъяснения:
г) Аналогично АО, важно соблюдение процедуры принятия решения (кворум, компетенция органа) в соответствии с уставом НКО. Нарушения могут повлечь оспаривание решения.
д) ФНС России издает разъяснения и методические материалы по заполнению форм заявлений.
Особенности для НКО:
• Некоторые НКО (особенно те, что регистрируются Минюстом) могут иметь дополнительные обязанности по уведомлению Минюста о смене руководителя, помимо регистрации в ФНС. Для ассоциаций (союзов) основная регистрационная процедура смены руководителя обычно проходит через ФНС. Однако, если ассоциация имеет особый статус или регулируется специальным законодательством, могут быть нюансы.
4. Общество является держателем лицензии на недропользование и планирует создать дочернее общество в форме ООО. В: Можно ли оплатить долю в уставном капитале дочернего общества правами пользования недрами на основании лицензии? Если да – можно ли оплатить уставный капитал только правами пользования недрами, не внося денежные средства? Какие требования необходимо соблюсти при внесении таких прав на основании ФЗ об ООО и Закона о недрах?
Краткий ответ:
• Да, можно оплатить долю в УК дочернего ООО правом пользования недрами, так как это имущественное право, имеющее денежную оценку.
• Нет, нельзя оплатить уставный капитал только правами пользования недрами. Минимальный размер УК ООО (10 000 рублей) должен быть оплачен деньгами. Часть УК сверх этой суммы может быть оплачена правами.
• Требования: Соблюдение норм Закона об ООО (оценка независимым оценщиком, если номинал доли > 20 000 руб., утверждение оценки участниками, акт приема-передачи) и Закона о недрах (передача права дочернему обществу возможна при соблюдении ряда условий, включая соответствие дочернего общества требованиям, согласование с комиссией Роснедр и обязательное переоформление лицензии на дочернее общество).
Развернутый ответ и обоснование:
• Нормы права (ключевые):
а) Пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее – Закон об ООО): "Оплата долей в уставном капитале общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами."
б) Пункт 2 статьи 66.2 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ): "Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью оплачивается в размере не менее чем десять тысяч рублей денежными средствами. В остальной части уставный капитал общества с ограниченной ответственностью может быть оплачен иным имуществом."
в) Абзац второй пункта 2 статьи 15 Закона об ООО: Если номинальная стоимость доли участника, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более 20 000 рублей, для определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Номинальная стоимость доли не может превышать сумму оценки, определенную независимым оценщиком. Денежная оценка утверждается единогласным решением общего собрания участников.
г) Статья 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее – Закон о недрах): Лицензия удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр.
д) Статья 17.1 Закона о недрах (Переход права пользования участками недр и переоформление лицензий):
- Пункт 4: "Право пользования участком недр может быть передано пользователем недр, являющимся юридическим лицом, создаваемому им новому юридическому лицу (дочернему обществу) в соответствии с передаточным актом, если новое юридическое лицо создано для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование недрами, при условии, что новое юридическое лицо соответствует требованиям, предъявляемым к пользователю недр, и не менее половины уставного капитала нового юридического лица на момент его создания принадлежит передавшему право пользования участком недр пользователю недр. При этом лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению на новое юридическое лицо..."
- Пункт 5: Допускает передачу права пользования недрами другому юридическому лицу, являющемуся его основным или дочерним обществом, при соблюдении ряда условий и с последующим переоформлением лицензии.
- Пункт 8: "Передача права пользования участком недр, указанная в пунктах 4, 5... настоящей статьи, допускается по согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр..."
- Пункт 12: "При передаче права пользования участком недр в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5... настоящей статьи, условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат."
е) Статья 7.3 КоАП РФ: Ответственность за пользование недрами без лицензии или с нарушением условий лицензии.
• Анализ возможности оплаты правом пользования недрами:
1. Право пользования недрами как вклад в УК: Право пользования недрами, удостоверенное лицензией, является имущественным правом. Оно имеет денежную оценку и, согласно ст. 15 Закона об ООО, может быть внесено в уставный капитал.
2. Ограничения по Закону о недрах: Закон о недрах (ст. 17.1) строго регламентирует переход права пользования недрами. Для рассматриваемой ситуации (создание дочернего ООО и внесение права в его УК) ключевым является п. 4 ст. 17.1 Закона о недрах. Эта норма прямо предусматривает возможность такой передачи.
• Можно ли оплатить уставный капитал только правами пользования недрами, не внося денежные средства?
а) Нет. Согласно п. 2 ст. 66.2 ГК РФ, уставный капитал ООО в размере не менее 10 000 рублей должен быть оплачен денежными средствами.
б) Таким образом, если УК дочернего ООО будет, например, 1 000 000 рублей, то не менее 10 000 рублей должны быть внесены деньгами, а оставшиеся 990 000 рублей могут быть оплачены правом пользования недрами (при условии его соответствующей оценки).
• Требования, которые необходимо соблюсти:
А. Требования по Закону об ООО:
а) Решение об учреждении ООО: Принимается единственным учредителем (материнской компанией). В решении должно быть указано, что доля в УК оплачивается правом пользования недрами.
1. Денежная оценка права пользования недрами:
- Если номинальная стоимость доли, оплачиваемая правом пользования недрами, превышает 20 000 рублей, то для определения стоимости этого права обязательно привлечение независимого оценщика (абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона об ООО).
- Денежная оценка права пользования недрами (определенная оценщиком и/или учредителем) утверждается решением единственного учредителя (материнской компании) (абз. 1 п. 2 ст. 15 Закона об ООО).
- Номинальная стоимость доли, оплачиваемая правом пользования недрами, не может превышать сумму оценки этого права, определенную независимым оценщиком.
2. Оплата минимального УК деньгами: Необходимо внести не менее 10 000 рублей в уставный капитал дочернего ООО денежными средствами.
3. Акт приема-передачи: Оформляется акт приема-передачи права пользования недрами от материнской компании (учредителя) в уставный капитал дочернего ООО. В акте следует подробно описать передаваемое право (реквизиты лицензии, участок недр и т. д.).
4. Срок оплаты УК: Доля учредителя должна быть оплачена в срок, определенный договором об учреждении (или решением единственного учредителя), но не более четырех месяцев с момента госрегистрации ООО (п. 1 ст. 16 Закона об ООО).
Б. Требования по Закону о недрах (применительно к п. 4 ст. 17.1):
5. Создание нового юридического лица (дочернего общества): Дочернее ООО должно быть создано материнской компанией – держателем лицензии.
6. Цель передачи права: Новое юридическое лицо (дочернее ООО) должно быть создано для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией.
7. Соответствие дочернего ООО требованиям к пользователям недр: Дочернее ООО должно соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством к пользователям недр (например, наличие квалифицированных специалистов, технических средств, финансовых возможностей – это будет проверяться комиссией Роснедр и при переоформлении лицензии).
8. Доля материнской компании в УК дочернего ООО: Не менее половины уставного капитала нового юридического лица (дочернего ООО) на момент его создания должно принадлежать передавшему право пользования участком недр пользователю недр (т. е. материнской компании).
9. Согласование с комиссией Роснедр: Передача права пользования участком недр по п. 4 ст. 17.1 Закона о недрах допускается по согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр (Роснедра) (п. 8 ст. 17.1 Закона о недрах). Это требует подачи соответствующего заявления и пакета документов в Роснедра.
10. Переоформление лицензии: Лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению на новое юридическое лицо (дочернее ООО) в порядке, установленном законодательством о недрах и административными регламентами Роснедр. Без переоформленной лицензии дочернее ООО не сможет законно осуществлять недропользование. Переоформление осуществляется после государственной регистрации дочернего ООО и внесения права в его УК, но сама возможность такого внесения тесно связана с перспективой переоформления.
11. Передаточный акт: Закон о недрах (п. 4 ст. 17.1) упоминает передачу права в соответствии с передаточным актом. Это согласуется с требованием Закона об ООО об акте приема-передачи при внесении неденежного вклада.
12. Сохранение условий лицензии: Условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат (п. 12 ст. 17.1 Закона о недрах).
• Судебная практика:
а) Предоставленный "Путеводитель по корпоративным спорам... Оплата уставного капитала... неденежными средствами" (раздел I, п. 4, 6) подтверждает общие правила оплаты неденежными вкладами, включая необходимость оценки.
б) Споры, связанные с передачей прав недропользования, часто возникают из-за несоблюдения процедур, установленных Законом о недрах, в частности, отсутствия необходимого согласования с Роснедрами или проблем с переоформлением лицензии.
в) Суды подчеркивают, что право пользования недрами – это особое публично-правовое разрешение, и его оборот ограничен. Несоблюдение требований Закона о недрах может привести к признанию передачи права недействительной или к административной ответственности за безлицензионное пользование или нарушение условий лицензии.
г) Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.01.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (хотя и про аренду) содержит общие подходы к обороту прав, связанных с использованием природных ресурсов, и подчеркивает необходимость соблюдения специального законодательства.
Вывод:
Внесение права пользования недрами в уставный капитал дочернего ООО возможно, но это сложный процесс, требующий тщательного соблюдения как корпоративного законодательства, так и, что особенно важно, законодательства о недрах. Ключевыми этапами являются получение согласия комиссии Роснедр и последующее переоформление лицензии на дочернее общество. Не менее 10 000 рублей уставного капитала должны быть оплачены денежными средствами.
5. Продавец и покупатель обсуждают куплю-продажу доли в ООО. Суммарная стоимость активов по последним балансам продавца и покупателя превышает семь миллиардов рублей. Сумма сделки – менее семи миллиардов рублей. В: Нужно ли согласие Федеральной антимонопольной службы на заключение данной сделки?
Краткий ответ: Да, вероятно, потребуется предварительное согласие ФАС, если одновременно выполняются следующие условия:
1. Суммарная стоимость активов по последним балансам покупателя (и его группы лиц) И объекта экономической концентрации (ООО, доля в котором приобретается, и его группы лиц) превышает 7 миллиардов рублей (ЛИБО их суммарная выручка превышает 10 миллиардов рублей).
2. При этом суммарная стоимость активов по последнему балансу объекта экономической концентрации (ООО и его группы лиц) превышает 800 миллионов рублей.
3. Покупатель в результате сделки получает право распоряжаться долями в размере, указанном в пп. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 28 Закона "О защите конкуренции" (например, более 1/3 долей, если ранее было менее 1/3).
Указание на "суммарную стоимость активов продавца и покупателя" не является точным критерием Закона. Важны активы/выручка покупателя и объекта (ООО). Сумма сделки менее 7 млрд руб. означает, что один из альтернативных критериев для контроля (цена сделки) не срабатывает, но это не отменяет действие основного критерия по активам/выручке.
Развернутый ответ и обоснование:
• Нормы права:
а) Статья 28 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции):
- Часть 1: Устанавливает, что с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются сделки, если:
- (Критерий по активам/выручке): суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли)... и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей
ИЛИ их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей
И ПРИ ЭТОМ суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает восемьсот миллионов рублей,
- (Альтернативный критерий по цене сделки): ЛИБО в случае, если цена сделки превышает семь миллиардов рублей.
- Подпункты части 1, относящиеся к долям в ООО:
- пп. 2: приобретение лицом (группой лиц) более чем одной третью долей в уставном капитале ООО, если до этого такое лицо (группа лиц) не распоряжалось долями или распоряжалось менее чем одной третью долей.
- пп. 3: приобретение долей лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем одной третью долей и не более чем пятьюдесятью процентами долей, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами указанных долей.
- пп. 5: приобретение долей лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем пятьюдесятью процентами и не более чем двумя третями долей, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двумя третями указанных долей.
б) Часть 2 статьи 28 Закона о защите конкуренции: Требование о получении предварительного согласия не применяется, если сделки осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона, или если сделки осуществляются с соблюдением условий ст. 31 Закона (уведомительный порядок для некоторых случаев), либо если их осуществление предусмотрено актами Президента или Правительства РФ.
в) Часть 3 статьи 28 Закона о защите конкуренции: "При определении суммарной стоимости активов лица, приобретающего акции (доли)..., и его группы лиц и лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц... не учитываются активы лица, продающего (отчуждающего) акции (доли)... (продающего лица), и его группы лиц, в случае, если в результате сделки продающее лицо и его группа лиц утрачивают права, позволяющие определять условия осуществления предпринимательской деятельности лицом, являющимся объектом экономической концентрации."
• Анализ ситуации:
1. Сумма сделки: Указано, что сумма сделки менее семи миллиардов рублей. Это означает, что альтернативный критерий (цена сделки > 7 млрд руб.) для получения согласия ФАС не выполняется. Следовательно, необходимо проверять выполнение основного критерия по активам/выручке.
2. Критерий по активам/выручке:
- Условие из вопроса: "Суммарная стоимость активов по последним балансам продавца и покупателя превышает семь миллиардов рублей."
- Эта формулировка не полностью соответствует критерию из ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции. Закон требует суммировать активы (или выручку):
- Покупателя и его группы лиц
- Объекта экономической концентрации (ООО, доля в котором приобретается) и его группы лиц.
- Активы продавца и его группы лиц, согласно ч. 3 ст. 28, как правило, не учитываются при расчете этого суммарного порога, если продавец выходит из капитала или теряет контроль.
- Для применения критерия ФАС необходимо:
- (Условие 1А): (Активы Покупателя + его группы) + (Активы ООО + его группы) > 7 млрд руб.
ИЛИ
- (Условие 1Б): (Выручка Покупателя + его группы) + (Выручка ОО