Защита прав продавцов маркетплейсов и владельцев ПВЗ

Риски селлеров и владельцев ПВЗ

Маркетплейсы играют огромную роль в жизни покупателей. Удобство площадок, огромный ассортимент товара, возможность оплаты после получения и примерки – достойная конкуренция офлайн-магазинам. Права покупателей в полной мере регулируются действующим законодательством о защите прав потребителей. Однако продавцы и владельцы пунктов выдачи заказов (ПВЗ) зачастую терпят убытки от бизнеса, поскольку отдельного закона для них по-прежнему нет. Рассмотрим самые актуальные проблемы предпринимателей и способы их решения в рамках действующего правового поля.

Содержание статьи

  • Как стать продавцом маркетплейса;
  • Процесс открытия ПВЗ;
  • С какими рисками сталкиваются селлеры на маркетплейсах;
  • Риски владельцев ПВЗ.

Как стать продавцом маркетплейса

Для того, чтобы стать продавцом на маркетплейсе, предприниматель должен оформить свою деятельность установленным порядком и платить налоги с доходов. Каждая торговая площадка устанавливает свои условия для продавцов. Во-первых, это обязательная регистрация в качестве предпринимателя – ИП или самозанятость, во-вторых, заключение договора с маркетплейсом: это может быть либо агентский договор, либо договор по продвижению товара продавца, который предполагает дальнейшую реализацию товара, а иногда применяется смешанный вариант договора.

Также продавцу необходимо помнить о запрещённых к продаже на интернет-площадках товаров. Продавец обязан предоставлять полную информацию о себе, о товаре и его характеристиках, поскольку за корректность предоставляемых сведений продавцом маркетплейс не несет ответственности.

Договор и приложения следует изучить заранее, чтобы знать о схеме работы, правилах упаковки и реализации товаров, а также условиях штрафов.

Процесс открытия ПВЗ

В отличие от продавцов, владельцы ПВЗ зарабатывают на обороте выданных заказов. Маркетплейс платит процент вознаграждения в зависимости от стоимости товара. ПВЗ бывают монобрендовые (OZON, Яндекс.маркет и другие) или мультибрендовые (сотрудничают с разными площадками, не используют в оформлении фирменные обозначения маркетплейсов). Каждый предприниматель выбирает более подходящий для себя вариант сотрудничества.

Чтобы стать владельцем ПВЗ, есть два пути: найти помещение, согласовать его с выбранной интернет-площадкой, оформить по стандартам маркетплейса и работать по франшизе или купить уже функционирующий ПВЗ. Опять же, выбор зависит от целей и возможностей предпринимателя, везде есть определённые риски, которые тщательно анализируются и принимаются во внимание.

У некоторых маркетплейсов есть функция прогнозирования дохода от ПВЗ, на сайтах размещаются специальные калькуляторы, которые помогают оценить возможную прибыль и расходы бизнеса. Также, помимо выбора организационной формы ПВЗ, нужно определиться с системой налогообложения, по которой будет работать предприниматель, определить размер выплат сотрудникам (зависит от региона работы и оборота товаров), продумать схемы продвижения пункта выдачи (рекламу).

С какими рисками сталкиваются селлеры на маркетплейсах

Торговые интернет-площадки существуют не первый год, и уже выработалась определённая практика по проблемам, с которыми сталкиваются продавцы товаров.

Нередки технические сбои на площадках, из-за чего происходят скачки цен без ведома продавцов, происходят убытки. В такой ситуации выход для продавцов – подавать иск о взыскании упущенной выгоды (статья 15 Гражданского кодекса РФ).

Другая проблема связана с обратной приёмкой товаров на ПВЗ. Согласно закону «О защите прав потребителей» покупатель может вернуть товар надлежащего качества в течение 14 дней. Не всегда сотрудники ПВЗ проверяют товар на качество при оформлении возврата, хотя в из обязанности входит следить за тем, чтобы товары возвращались без следов эксплуатации. Зачастую товары возвращают под видом брака, что является злоупотреблением правом со стороны покупателя. В этому случае направляется претензия к маркетплейсу, а далее – в суд. Для успешного исхода дела нужно зафиксировать факт приёмки товара и проводить проверку на предмет брака.

За неверные габариты товара несёт ответственность продавец, однако, если, к примеру товар при обратной приёмке был упакован в другой пакет бОльшего размера, расходы по логистике должен нести маркетплейс. Первый шаг – направление претензии руководству, а затем – обращение в суд.

Утрата товара по пути к покупателю или возврате на склад – ответственность маркетплейса. Продавцы должны фиксировать факт передачи товаров для дальнейшей реализации, чтобы иметь доказательства для обращения в суд.

Товар без объяснения причин даже не «доехал» до склада ПВЗ – такое тоже случается. Однако маркетплейс взыскивает с продавца расходы на логистику – обратную доставку товара поставщику. Здесь так же можно подать претензию о возмещении убытков. Если продавца не устраивает ответ на претензию, обращаться следует в суд.

В целом, любое неправомерное действие руководства маркетплейса можно оспорить в претензионном или судебном порядке: потребовать возмещение убытков, восстановление положения продавца (если неправомерно был заблокирован личный кабинет), обосновать действия со ссылками на документы и так далее. Когда соблюден претензионный порядок, но ответ не удовлетворяет поставщика товаров, можно обращаться с иском в суд.

В качестве доказательств можно применять чеки, накладные, скриншоты.

Риски владельцев ПВЗ

Большую статью расходов у владельцев ПВЗ занимают штрафы от маркетплейса. За неэффективную работу и сниженный рейтинг предприниматели получают штрафы. Как показывает практика, конкуренты находят много способов занизить рейтинг ПВЗ, при этом сами платформы не реагируют должным образом на недобросовестную конкуренцию.

Если сбои в работе ПВЗ случаются по вине маркетплейса, он обязан возместить причинённый ущерб. Владельцу нужно собрать все подтверждающие документы, фото- и видеозаписи и обратиться с претензией или в суд с исковым заявлением.

Для того, чтобы избежать штрафов, владелец ПВЗ должен лично контролировать все процессы, проводить отбор добросовестных сотрудников для работы.

Очевидно, требуется отдельный нормативный акт, который будет регулировать торговлю на маркетплейсах.

Пишите нам, специалисты портала КонсЮрист помогут в вопросах налогообложения, организации бизнеса, составлении необходимых документов: претензий и исковых заявлений. Мы проводим консультации о защите прав потребителей, системе оплата труда сотрудников, проводим анализ документов. Получить всю необходимую юридическую помощь предприниматель может на нашем портале.

Дата публикации: 21.02.2025 19:21

Просмотров: 1100


Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии
Меню
  • Основное
  • Консультанты
Назад

    Войти