Краткие ответы со ссылками на применимые нормы права, судебной практики, разъяснения; - Если какой-то информации для точного ответа не хватает – напишите, какие есть возможные варианты в зависимости от дополнительных условий (если…, то…);
1. Один из членов совета директоров АО подал письменное заявление о прекращении полномочий по собственному желанию.
В: В какой момент прекращаются его полномочия?
2. АО подлежит обязательному аудиту.
В: Может ли АО выплатить дивиденды за 2023 год в феврале 2024 года?
Нужно ли к моменту выплаты иметь аудиторское заключение по отчетности АО?
3. Принято решение о смене единоличного исполнительного органа некоммерческой организации – ассоциации.
В: Опишите в общем виде процесс оформления и регистрации такой смены руководителя – необходимые документы, действия, куда подавать документы, когда процесс будет считаться полностью завершенным и проч.
4. Общество является держателем лицензии на недропользование и планирует создать дочернее общество в форме ООО.
В: Можно ли оплатить долю в уставном капитале дочернего общества правами пользования недрами на основании лицензии? Если да – можно ли оплатить уставный капитал только правами пользования недрами, не внося денежные средства? Какие требования необходимо соблюсти при внесении таких прав на основании ФЗ об ООО и Закона о недрах?
5. Продавец и покупатель обсуждают куплю-продажу доли в ООО. Суммарная стоимость активов по последним балансам продавца и покупателя превышает семь миллиардов рублей. Сумма сделки – менее семи миллиардов рублей.
В: Нужно ли согласие Федеральной антимонопольной службы на заключение данной сделки?
Дата: 07.06.2025 21:38
Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе
Здравствуйте, Мария
1. Один из членов совета директоров АО подал письменное заявление о прекращении полномочий по собственному желанию. В: В какой момент прекращаются его полномочия?
Федеральный закон "Об акционерных обществах" прямо не описывает детальный порядок добровольного выхода члена совета директоров (наблюдательного совета) из его состава по собственному желанию. Однако, исходя из общих положений корпоративного законодательства и логики Федерального закона, можно сделать следующие выводы:
1. Право на досрочное прекращение полномочий:
а) Статья 66, пункт 1 Федерального закона гласит: "По решению общего собрания акционеров полномочия всех членов совета директоров (наблюдательного совета) общества могут быть прекращены досрочно." Эта норма говорит о праве общего собрания досрочно прекратить полномочия всех членов совета директоров.
б) Закон не содержит прямого указания на право отдельного члена совета директоров подать заявление о выходе. Однако в практике корпоративного права, право на досрочное прекращение полномочий по собственному желанию признается, поскольку никто не может быть принужден к исполнению обязанностей члена коллегиального органа управления против своей воли.
в) Прямые указания на "выбывших членов" в Статье 68, пункт 2 ("Если количество членов совета директоров (наблюдательного совета) общества становится менее количества, составляющего указанный кворум... Оставшиеся члены совета директоров (наблюдательного совета) общества вправе принимать решение только о проведении внеочередного заседания общего собрания акционеров.") косвенно подтверждают возможность выбытия (в т. ч. по собственному желанию) члена совета директоров.
2. Процедура (на основе сложившейся практики):
o Член совета директоров, желающий выйти из состава, подает письменное заявление о прекращении своих полномочий на имя председателя совета директоров или исполнительного органа общества (генерального директора).
а) Общество обязано принять это заявление и принять меры по избранию нового члена совета директоров, особенно если количество оставшихся членов становится меньше кворума, необходимого для принятия решений (Статья 68, пункт 2).
б) Вопрос о заполнении вакансии (избрании нового члена совета директоров) выносится на рассмотрение ближайшего общего собрания акционеров (годового или внеоочередного).
Ответ на вопрос: В какой момент прекращаются полномочия члена совета директоров, подавшего письменное заявление по собственному желанию?
Вот что говорит судебная практика: Подача членом правления заявления о выходе из состава правления сама по себе не означает, что его полномочия прекращены.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.03.2024 N Ф05-17887/2016 по делу N А40-92025/2015
... Не имеющим правового значения признан судом первой инстанции довод П. Т. Н. о том, что ею направлено заявление о выходе из состава Правления Банка, поскольку направление заявления о выходе из состава Правления Банка в соответствии со ст. 69 Закона "Об акционерных обществах" с учетом... Устава АО... не прекращает соответствующих полномочий и подобное решение принимается Советом директоров. Тогда как доказательства принятия соответствующего решения в материалах дела отсутствуют, а одобрение сделки... предшествовало направлению заявления о выходе из состава Правления... что свидетельствует о наличии у ответчика статуса члена органа управления на момент принятия решения об одобрении сделки.
Таким образом, документом прекращающим полномочия члена правления (совета директоров по аналогии) является не заявление директора, а решение совета о его исключении и соответственно дата такого решения.
2. Может ли АО выплатить дивиденды за 2023 год в феврале 2024 года? Нужно ли к моменту выплаты иметь аудиторское заключение по отчетности АО?
Да, АО может выплатить дивиденды за 2023 год в феврале 2024 года, при соблюдении установленных законом сроков и условий.
Согласно разделу «В какой срок АО может принимать решение о выплате дивидендов», решение о выплате дивидендов за год должно быть принято на годовом общем собрании акционеров, которое проводится в сроки, установленные для очередного собрания (п. 3 ст. 47 Закона об АО). Обычно годовое собрание проводится в период с 1 марта по 30 июня следующего года (п. 1 ст. 47 Закона об АО, он подразумевается как общий порядок).
После принятия решения о выплате дивидендов общее собрание определяет дату, на которую выявляются лица, имеющие право на получение дивидендов, в промежутке от 10 до 20 дней с даты принятия решения (п. 5 ст. 42 Закона об АО).
Выплата дивидендов должна быть произведена в течение 25 рабочих дней с указанной даты для большинства акционеров, либо в течение 10 рабочих дней для акций, находящихся у номинального держателя или доверительного управляющего (п. 6 ст. 42 Закона об АО).
Таким образом, если годовое собрание акционеров состоялось, например, в январе 2024 года, и решение о выплате дивидендов за 2023 год было принято, то выплата в феврале 2024 года возможна, если уложиться в установленные сроки (10–20 дней до определения лиц + 10/25 рабочих дней для выплаты). Например, при принятии решения 15 января 2024 года, дата определения лиц может быть установлена на 25 января – 4 февраля, а выплата должна быть завершена не позднее 8–22 февраля 2024 года (в зависимости от категории акционеров).
Ограничения на выплату дивидендов (п. 4 ст. 43 Закона об АО):
- На момент выплаты у АО не должно быть признаков несостоятельности (банкротства), и выплата не должна привести к их появлению.
- Стоимость чистых активов должна превышать уставный капитал и резервный фонд (при его наличии) и не должна стать меньше в результате выплаты.
- Должны быть соблюдены рекомендации совета директоров по размеру дивидендов (п. 4 ст. 42 Закона об АО).
Если эти условия соблюдены, выплата в феврале 2024 года юридически допустима.
Нужно ли к моменту выплаты иметь аудиторское заключение по отчетности АО?
В законе нет прямого указания на обязательность наличия аудиторского заключения по отчетности АО к моменту выплаты дивидендов, даже если АО подлежит обязательному аудиту. Однако можно сделать следующие выводы на основе косвенных норм:
Решение о выплате дивидендов принимается на основании чистой прибыли АО (п. 2 ст. 42 Закона об АО), которая определяется по данным бухгалтерской отчетности. Для АО, подлежащих обязательному аудиту, бухгалтерская отчетность за 2023 год должна быть проверена аудитором, и аудиторское заключение должно быть представлено акционерам на годовом собрании, где рассматривается вопрос о распределении прибыли (включая выплату дивидендов).
Решение о выплате дивидендов принимается общим собранием акционеров на основе рекомендаций совета директоров, и размер дивидендов не может превышать рекомендованный советом директоров (п. 4 ст. 42, пп. 11 п. 1 ст. 65 Закона об АО). Совет директоров, в свою очередь, опирается на финансовые показатели, включая чистую прибыль, подтвержденную бухгалтерской отчетностью.
Пункт 4 ст. 43 Закона об АО требует, чтобы на момент выплаты стоимость чистых активов превышала уставный капитал и резервный фонд. Для достоверности этих данных в АО, подлежащем обязательному аудиту, аудиторское заключение может быть необходимо, чтобы подтвердить соответствие финансовых показателей требованиям закона.
Также и в Постановлении Пленума ВАС РФ № 19 не указано, что аудиторское заключение должно быть получено строго до момента выплаты дивидендов. Вообще Закон об АО также не устанавливает прямой зависимости между выплатой дивидендов и наличием аудиторского заключения на момент выплаты. Таким образом, формально выплата дивидендов возможна до получения аудиторского заключения, если решение о выплате принято компетентным органом (общим собранием акционеров) на основе предварительных данных бухгалтерской отчетности, и нет ограничений по п. 4 ст. 43 Закона об АО.
Рекомендация: Хотя закон не требует аудиторского заключения к моменту выплаты, для минимизации рисков (например, оспаривания решения о выплате дивидендов из-за недостоверности финансовых данных) желательно иметь аудиторское заключение до принятия решения о выплате дивидендов, так как оно подтверждает достоверность чистой прибыли и стоимости чистых активов, на основе которых принимается решение.
3. Принято решение о смене единоличного исполнительного органа некоммерческой организации–ассоциации. В: Опишите в общем виде процесс оформления и регистрации такой смены руководителя – необходимые документы, действия, куда подавать документы, когда процесс будет считаться полностью завершенным.
Краткий ответ: Процесс включает принятие решения уполномоченным органом ассоциации (обычно высшим органом управления), оформление протокола, подготовку заявления по форме Р13014, подачу документов в регистрирующий орган (ФНС) через нотариуса или с ЭЦП. Процесс считается завершенным с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Развернутый ответ и обоснование:
Смена руководителя (единоличного исполнительного органа, далее – ЕИО) некоммерческой организации (НКО), в том числе ассоциации (союза), регулируется:
• Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), в частности ст. 51, ст. 123.8-123.11.
• Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон об НКО), особенно ст. 29, 30.
• Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон о госрегистрации).
• Уставом конкретной ассоциации.
Общий процесс оформления и регистрации смены руководителя ассоциации:
1. Принятие решения о смене руководителя:
а) Уполномоченный орган: Решение о досрочном прекращении полномочий действующего ЕИО и избрании (назначении) нового принимается уполномоченным на то органом ассоциации. Согласно логике п. 1 ст. 29, ст. 30 Закона об НКО, п. 2 ст. 123.9, п. 2 ст. 123.10 ГК РФ, к компетенции высшего органа управления ассоциации (союза), в том числе, относится образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий, если уставом ассоциации (союза) в соответствии с законом это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов. Обычно это общее собрание членов ассоциации или конференция (съезд) делегатов.
б) Оформление решения: Решение оформляется протоколом общего собрания (конференции). В протоколе указываются:
- Наименование организации, дата, место составления.
- Сведения об участниках (кворум).
- Повестка дня (вопросы: "О досрочном прекращении полномочий ЕИО (ФИО старого)" и "Об избрании (назначении) ЕИО (ФИО нового)").
- Результаты голосования ("за", "против", "воздержался") по каждому вопросу.
- Принятые решения с указанием ФИО нового руководителя, его паспортных данных, ИНН (при наличии), адреса места жительства (в соответствии с требованиями формы Р13014), срока полномочий (если он определен уставом или решением).
- Подписи председателя и секретаря собрания (или иных лиц, уполномоченных уставом).
2. Подготовка документов для государственной регистрации:
а) Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (форма N Р13014). Утверждена Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@.
Заполняются:
- Титульный лист (стр. 001).
- Лист И "Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица". Один лист заполняется на прежнего руководителя (указывается причина "Прекращение полномочий"), второй лист – на нового руководителя (указывается причина "Возложение полномочий").
- Лист П "Сведения о заявителе".
- Заявителем выступает новый руководитель ассоциации (пп. "а" п. 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации).
Подпись нового руководителя на заявлении должна быть нотариально засвидетельствована.
Новый руководитель не сможет отправить документы в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), поскольку такую подпись могут оформить только на зарегистрированного директора.
б) Протокол (решение) уполномоченного органа ассоциации о смене руководителя. Оригинал или нотариально заверенная копия.
в) Устав ассоциации (или изменения к нему): подаётся только в случае, если смена руководителя влечет за собой необходимость внесения изменений в устав (например, если ФИО руководителя было прописано в уставе, что является редкой и нежелательной практикой). В большинстве случаев смена ЕИО не требует изменения устава.
г) Документ об уплате государственной пошлины: 800 рублей. Реквизиты для оплаты лучше уточнить в Минюсте, через который и будет проходить регистрация.
3. Подача документов в регистрирующий орган:
Куда подавать: Документы подаются в территориальный орган Минюста, который направит документы в Федеральную налоговую службу (ФНС России), осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц по месту нахождения ассоциации. Для НКО, которые регистрируются Минюстом, первичная регистрация и регистрация изменений в уставе происходит через Минюст. Далее, после проверки документов они будут направлены им в налоговую самостоятельно.
Срок подачи: Заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ должно быть представлено в регистрирующий орган в течение семи рабочих дней со дня принятия решения о смене руководителя (п. 5 ст. 5 Закона о госрегистрации).
Способы подачи (аналогично АО, см. п. 5 материала "Как сменить директора АО"):
- Сначала через нотариуса, где новый руководитель подписывает заявление Р13014 у нотариуса, который заверяет его подпись, отдает ему заверенные документы и далее непосредственно в Минюст в бумажном виде с уплатой госпошлины. На заявлении в любом случае указывается название территориального органа ФНС, осуществляющего регистрацию в регионе регистрации Ассоциации.
4. Процесс регистрации и получение документов:
Срок регистрации: Государственная регистрация изменений осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона о госрегистрации).
Результат регистрации: По итогам регистрации ФНС выдает (направляет в электронном виде) Лист записи ЕГРЮЛ, подтверждающий внесение изменений (п. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации).
5. Когда процесс считается полностью завершенным:
С корпоративной точки зрения, полномочия нового руководителя возникают с момента принятия решения уполномоченным органом, если в решении не указано иное.
Для третьих лиц (банки, контрагенты, госорганы), по логике появления информации в Реестре, смена руководителя вступает в силу с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФ, пп. "л" п. 1 и п. 2 ст. 5 Закона о госрегистрации). С этого момента новый руководитель вправе действовать от имени ассоциации без доверенности.
6. Дальнейшие действия после регистрации (аналогично АО, см. п. 6 материала "Как сменить директора АО"):
Уведомление банка: Сообщить в банк о смене руководителя, предоставить новую карточку с образцами подписей, протокол/решение о назначении, лист записи ЕГРЮЛ, паспорт нового руководителя.
Уведомление контрагентов: Рекомендуется уведомить основных контрагентов.
Внутренние кадровые документы: Оформить увольнение старого руководителя и прием/назначение нового. Осуществить передачу дел, документов, печати (при наличии) по акту приема-передачи.
4. Общество является держателем лицензии на недропользование и планирует создать дочернее общество в форме ООО. В: Можно ли оплатить долю в уставном капитале дочернего общества правами пользования недрами на основании лицензии? Если да – можно ли оплатить уставный капитал только правами пользования недрами, не внося денежные средства? Какие требования необходимо соблюсти при внесении таких прав на основании ФЗ об ООО и Закона о недрах?
Краткий ответ:
• Да, можно оплатить долю в УК дочернего ООО правом пользования недрами, так как это имущественное право, имеющее денежную оценку.
• Нет, нельзя оплатить уставный капитал только правами пользования недрами. Минимальный размер УК ООО (10 000 рублей) должен быть оплачен деньгами. Часть УК сверх этой суммы может быть оплачена правами.
• Требования: Соблюдение норм Закона об ООО (оценка независимым оценщиком, если номинал доли > 20 000 руб., утверждение оценки участниками, акт приема-передачи) и Закона о недрах (передача права дочернему обществу возможна при соблюдении ряда условий, включая соответствие дочернего общества требованиям, согласование с комиссией Роснедр и обязательное переоформление лицензии на дочернее общество).
Развернутый ответ и обоснование:
• Нормы права (ключевые):
а) Пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее – Закон об ООО): "Оплата долей в уставном капитале общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами."
б) Пункт 2 статьи 66.2 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ): "Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью оплачивается в размере не менее чем десять тысяч рублей денежными средствами. В остальной части уставный капитал общества с ограниченной ответственностью может быть оплачен иным имуществом."
в) Абзац второй пункта 2 статьи 15 Закона об ООО: Если номинальная стоимость доли участника, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более 20 000 рублей, для определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Номинальная стоимость доли не может превышать сумму оценки, определенную независимым оценщиком. Денежная оценка утверждается единогласным решением общего собрания участников.
г) Статья 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее – Закон о недрах): Лицензия удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр.
д) Статья 17.1 Закона о недрах (Переход права пользования участками недр и переоформление лицензий):
- Пункт 6: "Право пользования участком недр может быть передано пользователем недр, являющимся юридическим лицом, создаваемому им новому юридическому лицу (дочернему обществу) в соответствии с передаточным актом, если новое юридическое лицо создано для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование недрами, при условии, что новое юридическое лицо соответствует требованиям, предъявляемым к пользователю недр, и не менее половины уставного капитала нового юридического лица на момент его создания принадлежит передавшему право пользования участком недр пользователю недр. При этом лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению на новое юридическое лицо..."
- Пункт 7: Допускает передачу права пользования недрами другому юридическому лицу, являющемуся его основным или дочерним обществом, при соблюдении ряда условий и с последующим переоформлением лицензии.
е) Статья 7.3 КоАП РФ: Ответственность за пользование недрами без лицензии или с нарушением условий лицензии.
• Анализ возможности оплаты правом пользования недрами:
а) Право пользования недрами как вклад в УК: Право пользования недрами, удостоверенное лицензией, является имущественным правом. Если оно имеет денежную оценку и, согласно ст. 15 Закона об ООО, может быть внесено в уставный капитал.
б) Ограничения по Закону о недрах: Закон о недрах (ст. 17.1) строго регламентирует переход права пользования недрами. Для рассматриваемой ситуации (создание дочернего ООО и внесение права в его УК) ключевым является п. 6 ст. 17.1 Закона о недрах. Эта норма прямо предусматривает возможность такой передачи.
• Можно ли оплатить уставный капитал только правами пользования недрами, не внося денежные средства?
а) Нет. Согласно п. 2 ст. 66.2 ГК РФ, уставный капитал ООО в размере не менее 10 000 рублей должен быть оплачен денежными средствами.
б) Таким образом, если УК дочернего ООО будет, например, 1 000 000 рублей, то не менее 10 000 рублей должны быть внесены деньгами, а оставшиеся 990 000 рублей могут быть оплачены правом пользования недрами (при условии его соответствующей оценки).
• Требования, которые необходимо соблюсти:
А. Требования по Закону об ООО:
а) Решение об учреждении ООО: Принимается единственным учредителем (материнской компанией). В решении должно быть указано, что доля в УК оплачивается правом пользования недрами.
б) Денежная оценка права пользования недрами:
- Если номинальная стоимость доли, оплачиваемая правом пользования недрами, превышает 20 000 рублей, то для определения стоимости этого права обязательно привлечение независимого оценщика (абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона об ООО).
- Денежная оценка права пользования недрами (определенная оценщиком и/или учредителем) утверждается решением единственного учредителя (материнской компании) (абз. 1 п. 2 ст. 15 Закона об ООО)
- Номинальная стоимость доли, оплачиваемая правом пользования недрами, не может превышать сумму оценки этого права, определенную независимым оценщиком.
в) Оплата минимального УК деньгами: Необходимо внести не менее 10 000 рублей в уставный капитал дочернего ООО денежными средствами.
г) Акт приема-передачи: Оформляется акт приема-передачи права пользования недрами от материнской компании (учредителя) в уставный капитал дочернего ООО. В акте следует подробно описать передаваемое право (реквизиты лицензии, участок недр и т. д.).
д) Срок оплаты УК: Доля учредителя должна быть оплачена в срок, определенный договором об учреждении (или решением единственного учредителя), но не более четырех месяцев с момента госрегистрации ООО (п. 1 ст. 16 Закона об ООО).
Б. Требования по Закону о недрах (применительно к п. 4 ст. 17.1):
а) Создание нового юридического лица (дочернего общества): Дочернее ООО должно быть создано материнской компанией – держателем лицензии.
б) Цель передачи права: Новое юридическое лицо (дочернее ООО) должно быть создано для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией.
в) Соответствие дочернего ООО требованиям к пользователям недр: Дочернее ООО должно соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством к пользователям недр (например, наличие квалифицированных специалистов, технических средств, финансовых возможностей – это будет проверяться комиссией Роснедр и при переоформлении лицензии).
г) Доля материнской компании в УК дочернего ООО: Не менее половины уставного капитала нового юридического лица (дочернего ООО) на момент его создания должно принадлежать передавшему право пользования участком недр пользователю недр (т. е. материнской компании).
д) Переоформление лицензии: Лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению на новое юридическое лицо (дочернее ООО) в порядке, установленном законодательством о недрах и административными регламентами Роснедр. Без переоформленной лицензии дочернее ООО не сможет законно осуществлять недропользование. Переоформление осуществляется после государственной регистрации дочернего ООО и внесения права в его УК, но сама возможность такого внесения тесно связана с перспективой переоформления.
Вывод:
Внесение права пользования недрами в уставный капитал дочернего ООО возможно, но это сложный процесс, требующий тщательного соблюдения как корпоративного законодательства, так и, что особенно важно, законодательства о недрах. Ключевыми этапами являются последующее переоформление лицензии на дочернее общество. Не менее 10 000 рублей уставного капитала должны быть оплачены денежными средствами.
5. Продавец и покупатель обсуждают куплю-продажу доли в ООО. Суммарная стоимость активов по последним балансам продавца и покупателя превышает семь миллиардов рублей. Сумма сделки – менее семи миллиардов рублей. В: Нужно ли согласие Федеральной антимонопольной службы на заключение данной сделки?
Краткий ответ:
Согласие ФАС, вероятно, потребуется, если выполняются следующие условия:
- Суммарная стоимость активов покупателя (и его группы лиц) и ООО (и его группы лиц, являющегося объектом экономической концентрации) превышает 7 млрд рублей ИЛИ их суммарная выручка за последний календарный год превышает 10 млрд рублей.
- Суммарная стоимость активов ООО (и его группы лиц) по последнему балансу превышает 800 млн рублей.
- Покупатель приобретает долю, пересекающую пороги контроля, указанные в пп. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (например, более 1/3 долей, если ранее было менее 1/3; более 50%, если ранее было от 1/3 до 50%; или более 2/3, если ранее было от 50% до 2/3).
Формулировка «суммарная стоимость активов продавца и покупателя» некорректна, так как активы продавца не учитываются при расчете порогов, если он утрачивает контроль над ООО (ч. 3 ст. 28 Закона). Сумма сделки менее 7 млрд рублей исключает альтернативный критерий необходимости согласования, но не отменяет основной критерий по активам/выручке.
Развернутый анализ:
Нормативная база:
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона, сделки с долями в уставном капитале ООО требуют предварительного согласия ФАС, если:
Суммарные активы покупателя (и его группы) и ООО (и его группы) >7 млрд рублей ИЛИ их суммарная выручка >10 млрд рублей, И активы ООО (и его группы) >800 млн рублей; ИЛИ цена сделки >7 млрд рублей; И сделка подпадает под пп. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 28 (пересечение порогов контроля).
Часть 3 ст. 28: активы продавца не учитываются при расчете порогов, если он утрачивает права, позволяющие определять условия предпринимательской деятельности ООО.
Часть 2 ст. 28: согласие ФАС не требуется, если:
- Сделка осуществляется внутри одной группы лиц (п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона);
- Сделка подпадает под уведомительный порядок (ст. 31 Закона);
- Сделка предусмотрена актами Президента или Правительства РФ;
- Сделка касается акций (долей) финансовой организации.
Анализ ситуации:
Указание на «суммарную стоимость активов продавца и покупателя» не соответствует критериям Закона. Предполагается, что речь идет о сумме активов покупателя и ООО. Активы продавца исключаются из расчета, если он теряет контроль над ООО (ч. 3 ст. 28).
Сумма сделки менее 7 млрд рублей исключает альтернативный критерий согласования.
Для точного ответа необходимы дополнительные данные:
- Стоимость активов (или выручка) покупателя и его группы лиц.
- Стоимость активов (или выручка) ООО и его группы лиц.
- Размер приобретаемой доли и доля, которой покупатель владел ранее (если владел).
Если, например, активы покупателя и ООО (с их группами) >7 млрд рублей, активы ООО >800 млн рублей, и покупатель приобретает 40% долей, не владея ранее долями, сделка подпадает под пп. 2 ч. 1 ст. 28, и согласие ФАС требуется.
Если активы ООО <800 млн рублей или сделка не пересекает пороги контроля (например, покупка 10% долей при отсутствии предыдущей доли), согласие ФАС не нужно.
Риски:
Заключение сделки без согласия ФАС влечет административную ответственность (ст. 14.32 КоАП РФ: штрафы до 500 тыс. рублей для юрлиц) и/или признание сделки недействительной (ст. 15 ГК РФ, ст. 34 Закона).
Ошибки в определении группы лиц или расчете активов/выручки могут привести к спорам с ФАС.
Задержки в реализации сделки из-за рассмотрения ходатайства ФАС (до 30 дней с возможным продлением).
Рекомендации:
Уточнить:
- Стоимость активов/выручки покупателя и ООО (и их групп).
- Размер приобретаемой доли и предыдущую долю покупателя.
- Принадлежность продавца и покупателя к одной группе лиц.
- Провести правовой анализ соответствия сделки ст. 28 Закона с привлечением специалистов.
- При вероятной необходимости согласования подать ходатайство в ФАС во избежание рисков штрафов и недействительности сделки.
Вывод:
На основании имеющихся данных невозможно однозначно определить необходимость согласия ФАС. Если суммарные активы покупателя и ООО (с их группами) >7 млрд рублей (или выручка >10 млрд рублей), активы ООО >800 млн рублей, и сделка пересекает пороги контроля (1/3, 50%, 2/3), согласие ФАС требуется.