Льгота по освобождению от ндс в общепите
ВОПРОС : Организация в 2023- 2024 год применяла упрощенную систему налогообложения. ОКВЭД 56.10 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания»
В ноябре 2024 года организация утратила право на применение УСНО в связи с превышением лимита по выручке.
С 2025 года вновь перешли на УСНО.
У плательщиков упрощенной системы налогообложения нет обязанностей по отслеживанию выплаты среднемесячной заработной платы сотрудникам на уровне среднеотраслевой в субъекте Российской Федерации.
1. Может ли организация воспользоваться освобождением от НДС, если период камеральной проверки декларации по НДС за 4 кв 2024года налоговая предъявила ( февраль 2025) , что она не соблюла условия выплаты среднемесячной заработной платы в 2023 году?
2. Согласно писем Минфина от № 03-07-07/90971 от 25.09.2023, № 03-07-07/2271 от 15.01.2024 информация о размере среднемесячной начисленной заработной платы по субъектам РФ по видам экономической деятельности берется по показателю «Среднемесячная номинальная заработная плата работающих в экономике с 2017 г» . Согласно этого показателя за январь-декабрь 2023 года, у организации выплаченная заработная плата по отчетности выше. Но ИФНС утверждает, что у них какие-то другие, годовые данные, выше, чем в показателях за январь-декабрь на сайте статистики.
Как отстоять в налоговой вопрос о том, что есть разъяснения Минфина о том, где конкретно смотреть уровень отраслевой заработной платы по региону и по тем данным организация выполнила условия по выплате заработной платы?
Дата: 15.05.2025 14:59
Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе
Здравствуйте, Елена
На основании подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождается от обложения НДС оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания , а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание).
В общем случае организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, имеют право на освобождение, предусмотренное указанным подпунктом, при одновременном выполнении нескольких условий.
Одно из условий, если за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, в каждом субъекте Российской Федерации, в налоговый орган которого представлен расчет по страховым взносам за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Важно, что информация о размере среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации по указанному виду экономической деятельности размещается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, в единой межведомственной информационно-статистической системе, доступ к которой осуществляется через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (на сайте www.fedstat.ru, смотрите, например, письма Минфина России от 13.02.2024 N 03-07-07/11928, от 15.01.2024 N 03-07-07/2271).
То есть к началу года, в котором применяется названная льгота, следует знать размер среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации за предшествующий календарный год.
Однако допускается ситуация, когда на начало налогового периода указанная информация за предшествующий календарный год отсутствует.
Определено, что в этом случае используется аналогичная информация за первые девять месяцев указанного календарного года (то есть предшествующего). Причем используется она до конца этого налогового периода.
Следовательно, если к началу следующего налогового периода размер среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации за предшествующий календарный год стал известен, то именно этот размер надо будет использовать с целью оценки выполнения условия для применения освобождения от обязанностей плательщика НДС по указанному основанию.
Имеется в виду налоговый период по НДС, то есть квартал (ст. 163 НК РФ).
Что касается того налогового периода, в отношении которого налогоплательщику пришлось применить размер среднемесячной начисленной заработной платы за первые девять месяцев предшествующего календарного года, то повторно определять выполнение этого условия возможности налогоплательщику не предоставлено.
Даже если сразу после начала текущего года появится информация о размере среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации за весь предшествующий календарный год.
О такой возможности ничего не говорится в подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ.
То есть налогоплательщику при отсутствии у него информации о размере среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации за весь предшествующий календарный год можно только одно: использовать информацию о размере среднемесячной начисленной заработной платы за первые девять месяцев предшествующего календарного года до конца налогового периода.
Официальных разъяснений по этому поводу нет, но к данному выводу приводит анализ имеющихся норм НК РФ.
Обращу внимание, что при использовании информации именно за первые девять месяцев предшествующего календарного года для расчета выполнения условия у налогоплательщика есть два варианта и он может выбрать более удобный для себя.
В этом случае для целей применения освобождения в указанном налоговом периоде учитывается наибольшее из значений среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц:
- за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение;
- либо за первые девять месяцев календарного года, предшествующего году, в котором применяется освобождение.
То есть он выберет одно из двух этих значений (наибольшее) и соотнесет с указанным размером среднемесячной начисленной заработной платы за первые девять месяцев предшествующего календарного года по субъекту РФ.
Также ранее в письме Минфина России от 14.02.2023 N 03-07-07/12084 сообщалось, что фактическое количество таких физических лиц, в пользу которых начислялись выплаты и вознаграждения, участвующих в расчете выполнения названного условия, определяется на основании расчета по страховым взносам, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 29 сентября 2022 г. N ЕД-7-11/878@, как количество физических лиц, с которыми заключены трудовые договоры и в отношении которых в разделе 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" расчета по страховым взносам показатели по строкам графы 150 "База для исчисления страховых взносов в пределах единой предельной величины" превышают в каждом месяце показатели по строкам графы 160 "в том числе по гражданско-правовым договорам".
Там же было сказано, что показатель среднесписочной численности по итогам каждого отчетного и расчетного периода (первого квартала, полугодия, 9 месяцев и календарного года), указываемый в титульном листе расчета по страховым взносам, для среднемесячного размера выплат, определяемого в соответствии с вышеуказанными абзацами подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ, не используется, поскольку данный показатель не отражает фактическую численность работников по итогам каждого месяца.
С 01.01.2024 порядок расчета этого условия изменился. И в связи с этим в письме Минфина России от 16.01.2024 N 03-07-07/2330 имеется разъяснение.
В целях применения с 1 января 2024 года освобождения от налогообложения НДС, предусмотренного вышеуказанным подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ, при определении среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией в пользу физических лиц, используется показатель среднесписочной численности работников, который указывается в титульном листе расчета по страховым взносам за соответствующий расчетный (отчетный) период, утвержденного приказом ФНС России от 29 сентября 2022 г. N ЕД-7-11/878@ (смотрите также письма Минфина России от 12.12.2023 N 03-07-07/120014, от 11.12.2023 N 03-07-07/119228).
Исходя из вашей информации , вы все применили верно.
Думаю, что вам необходимо перепроверить расчет по численности и необходимо уточнить дату, когда стала известна информация по средней заработной плате в целом за год.
вам необходимо оперировать датой на которую вы делали расчет и была информация только за 9 месяцев. И все - таки перепроверить среднесписочную численность.