Оспаривание принудительной конвертации валюты в рубли при внесении через банкомат.

Консультация

Максим Сергеевич, здравствуйте!

ситуация: 02.03.2022 я внес 10тысUSD и 2,5тысЕВРО через банкомат (Райфайзенбанк) в отделении банка около 18.00 (будний день). Банкомат произвел конвертацию валюты в рубли без моего согласия по некому внутреннему курсу. При этом, ни по курсу обмена, ни по обмену как-таковому я не давал согласия банкомату. Никакого намека, что деньги будут конвертированы не было. (я вполне могу повторить и видео записать всего процесса). Вначале я указывал банкомату что хочу внести такую-то валюту. И предполагал, что она внесется на мои валютные счета (- которые я открыл онлайн днем 02.03.2022). На экране банкомата я подтверждал что вношу N_USD, X_ЕВРО. И получил соответствующие квитанции что внес N_USD, X_ЕВРО.

В моих планах было обменять валюту через несколько дней именно через брокера (впервые; специально для этого брокерский счет открыл 1-2 днями ранее) и именно по биржевому курсу. Рубли потом я планировал направить для расчетов при покупке жилья в ближнее время. Я столкнулся с нехваткой денег на покупку нового жилья.

Проблему с принудительной конвертацией моей валюты в руб я обнаружил через 1,5часа через онлайн сервис. Около 20.00 я оформил в отделении этого банка претензию (скан могу выслать) о возврате сумме или зачислении в начальной валюте и начальном размере на мои валютные счета, описав ситуацию. Внутренний курс банка/банкомата оказался категорически не подходящим для меня - около 15% чем через брокера, что объясняется текущими условиями крайней нестабильности по курсу валют (из-за военной операции РФ-УКР, начавшейся неск. дней назад). По моим грубым прикидкам, банк взял из моего кармана 150-200 тыс. руб в сравнении с конвертации через брокера (на тот момент времени).

В отделении банка у меня приняли претензию, но устно сказали, что моим согласием банк считает тот факт, что я пин-код ввел для операций с картой. Карта как позже уточнилось рублевая, и привязана к рубл. счету. Да, на открытые валютные счета я карты не делал, т. к. не считал это нужным и важным.

Считаю, что Банк намерено создал такую модель обслуживания неопытных клиентов (как я) через банкомат именно таким образом, не уточняя в моменте согласия на конвертацию, а значит скрывая существенную информацию для принятия решения с недобросовестным умыслом, прикрываясь договором обслуживания или др. документами (при получении карты, положим). Вероятно о таких нюансах и указано в документах (где сам договор - пока не знаю, вряд ли найду, .. прошло может год или больше. Поищу, но вряд ли там "слабое" место будет для банка). Но такое обслуживание приводит к потере денег, а иногда критически больших сумм. Я впал в подавленное моральное состояние. Мне представляется что если обслуживание банком/банкоматом доставляет клиентам БОЛЬ, то это не нормально.

Вопрос: Максим Сергеевич, как посоветуете мне поступить теперь?

Дата: 03.03.2022 14:25

Задать вопрос онлайн
Получите ответ на вопрос
в течение часа от экспертов юристов и бухгалтеров.

В консультации принимал участие

Далее
Назад
  • Дыханов Артур Рахметалеевич Юрист, Россия, г. Астрахань

    Здравствуйте, Дмитрий

    Спасибо, что подробно описали ситуацию.

    В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона РФ от 07.02.1992 г. "О защите прав потребителей" Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

    В данном случае налицо факт недонесения информации банком до потребителя (до вас), что вносимая вами валюта будет конвертирована в рубли. Такая информация должна быть особо указана на экране банкомата или в договоре. Скорее всего в договоре такая информация будет отсутствовать (посоветовал бы вам запросить дубликат договора), потому что договора на открытие счета, как правило примитивны. Вы сказали, что у вас есть запись внесения - это будет подспорьем в суде.

    Я также понял , у вас есть валютные счета и вы вносили деньги с пониманием того, что валюта будет зачислена на них. Если так, то у вас есть все основания после получения ответа на претензию к банку, подать на них в суд и требовать возмещения потерь и размещения валюты на валютных счетах, без конвертации.

    Если вы имеете твердое намерение обращаться в суд по данному вопросу, то наша команда готова помочь вам с составлением искового заявления за отдельную оплату.

    Ответить
    Дмитрий 2022-03-03 15:49:41

    Артур Дыханов, Артур, благодарю за консультацию!
    1. Запись внесения валюты в тот момент я не делал, но я сделаю под запись повторное внесение валюты.
    2. Запрошу дубликат договора у Банка.
    3. Планирую обращаться в суд.
    4. УТОЧНИТЕ пжлтса: а если, допустим, банк все же найдет где он меня (когда-то и как-то) уведомлял меня о таких особенностях приема валюты через банкомат. .. может быть по электронной почте при выдаче карты (год назад), ИЛИ что я ознакомился с инструкциями/правилами/порядком обслуживания клиентов с помощью банкоматов, ИЛИ др. подобным механизмом, но точно не особым образом в моменте внесения валюты в банкомат, точно не на экране банкомата. Вот, тогда как? что меняется?

    Ответить
    Дыханов Артур Рахметалеевич Юрист, Россия, г. Астрахань

    Дмитрий, Полагаю, что такая информация может присутствовать в талмудах, типа "Правила внесения денежных средств на счета" и т. д.. Однако в их ознакомлении или получении вы должны были расписаться. Подозреваю, что подобные ссылки могут быть мелким шрифтом в вашем договоре (если, конечно, объяснения нет в самом договоре). Однако есть хорошая судебная практика о мелких шрифтах в договорах и такая практика явно не в пользу банков. Потребитель должен быть абсолютно точно знать, что ему грозит. Если бы вы знали, то явно не стали бы конвертировать деньги по их курсу? Ведь так!

    Также, согласно п.  4 ст. 12 Закона, который я упомянул выше, при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).  

    Верховный суд расшифровывает п. 4 ст. 12 об отсутствии у потребителя СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ. Так,   согласно п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", сказано, что суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей исполнитель (БАНК) обязан своевременно предоставлять потребителю (ВАМ) необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность КОМПЕТЕНТНОГО ВЫБОРА.  

    То, что вы ввели пин-код, как поясняет вам банк, не является свидетельством компетентного выбора! Это лишь подтверждение об использовании карты, как таковой. Подтверждением согласия на конвертацию это не является.  

    У вас хорошие шансы в суде, я считаю.

    Ответить
    Дмитрий 2022-03-03 16:31:30

    Артур Дыханов, Признателен за ответ!
    Попробую защищать свои права. И такой опыт тоже наверное нужен.

    Ответить
Оставьте отзыв о нашем сервисе

Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе

Ваше имя
Ваш email
Ваш отзыв

Укажите код с картинки

Captcha Image

Войти