Ксерокопия паспорта при принятии претензии
Консультация
Здравствуйте, недавно приобрела сотовый телефон, который был неисправен, но поменять данную модель на другую или вернуть деньги магазин отказался (хотя продавцы подтвердили неисправность телефона и пришла я на 10 сутки после его покупки). Написала претензию на магазин, продавцы ее приняли, но попросили ксерокопию паспорта (что меня смутило, но они ответили "так надо"). Телефон мне в этот же день вроде починили в этом же магазине (пока все работает). Теперь меня беспокоит вопрос: могу ли я забрать свою ксерокопию паспорта из магазина вместе с претензией? И имели ли продавцы право вообще требовать паспорт при принятии претензии? Заранее спасибо!
Дата: 09.12.2016 18:11
в течение часа от экспертов юристов и бухгалтеров.
В консультации принимал участие
Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе
Здравствуйте, Елена
Представитель продавца имел право потребовать предъявления документа, удостоверяющего личность, в целях идентификации лица, обратившегося с претензией. Однако, делать без вашего согласия ксерокопию вашего паспорта продавцы магазина не имели права.
Вы можете обратиться к руководителю магазина с письменным требованием уничтожить ксерокопию вашего паспорта, как полученную с нарушением законодательства о защите персональных данных, но вы должны понимать, что с одной копии всегда можно сделать другую копию. Не думаю, что наличие ксерокопии будет использовано каким- то противоправным образом по отношению к вам.
Претензию у продавца нет основания вам возвращать, поскольку она является в том числе документом, обосновывающим расходы продавца на гарантийный ремонт вашего телефона, в том числе - для получения возмещения с производителя, т. е является документом налогового и бухгалтерского учета.
Кстати, по закону о защите прав потребителей вы имели право возвратить неисправный телефон и требовать вернуть уплаченные деньги, продавец не имел права вам отказать, так как вы пришли в пределах 15- дневного срока и неисправность была продтверждена.
Татьяна , Спасибо большое за разъяснение вопроса! Но т. к. продавцы отказались возвращать деньги или произвести обмен (ссылаясь на 18 и 21 статью о защите прав потребителей, что им необходимо произвести экспертизу, хотя все продавцы подтвердили неисправность телефона), а предложили сделать экспертизу (21 день), а затем ремонт телефона (45), то я отказалась отдавать им телефон на такое длительное время и написала претензию. После принятия претензии они попросили паспорт для удостоверения личности и сделали ксерокопию. Но после этого они решили попробовать сбить заводские настройки и все вроде бы пришло в норму, тогда я сказала, что подавать на экспертизу не буду и ушла со спокойной душой. Но сегодня меня волнует все- таки вопрос о ксерокопии моего паспорта. Вдруг они каким то образом воспользуются этим, поэтому и беспокоюсь. Ведь много таких случаев..
Елена, Ваше беспокойство понятно. Поэтому я рекомендовала вам обратиться с требованием вернуть вам ксерокопию паспорта на основании незаконности ее получения. Полученный ответ от продавца будете хранить на случай, если вдруг где- то "вылезет" ваша ксерокопия. Откажут - ну обратитесь с жалобой в Роспотребнадзор.
По личному опыту скажу, для того, чтобы "провернуть" что- то серьезное от вашего имени одной ксерокопии паспорта мало. "Страшные истории", которые рассказывают в интернете или нереальны, или преувеличены, или не все обстоятельства происшествия указаны. Доверчивые граждане сами выбалтывают свои персональные данные на каждом шагу, вплоть до паролей и кодов доступа, номеров карт. Надо просто проявлять осмотрительность.
В любом случае, есть еще графологические экспертизы подписи, по которым можно установить, подписывали ли вы какой- то документ (договор, например).
Татьяна , Еще раз большое спасибо!
Приветствую! Скажите, а нужно ли при подаче досудебной претензии прикладывать скан паспорта? Спасибо!