Тарифы и нормативы на вывоз мусора. Все ли верно и справедливо

Тарифы и нормативы на вывоз мусора. Все ли верно и справедливо
В течение довольно длительного времени, законодатель был твердо убежден, что одиноко проживающий на 60-ти квадратных метрах гражданин, производит больше мусора и должен соответственно больше платить за его вывоз, чем 5 граждан проживающих на 40 квадратных метрах. Но однажды к законодателю таки пришло понимание (интересно кто подсказал), что мусор производят вовсе не квадратные метры квартиры, а живые граждане, проживающие в этих самых квартирах, и порядок расчета платы был изменен. Такое решение вселяет надежду, что в обозримом будущем законодатель запретит кататься без дела квадратным метрам на лифтах, и ими будут пользоваться исключительно граждане. А в более отдаленном будущем смею полагать, придет и понимание того, что жильцы первых этажей не пользуются лифтом и плату с них взимать следует только за содержание лифта, как составной части общего имущества, но не за электроэнергию, потребляемую при его использовании.

Статья содержит следующие разделы:

1. Оценка действий по применению нормативов при расчете платы

С первого января 2019 года, порядок расчета платы за вывоз и утилизацию мусора был изменен. Если до указанной даты, размер платы определялся исходя из общей площади жилого помещения, то начиная с указанной даты, он определяется исходя из количества проживающих в помещении граждан и норматива накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на одного человека. Единицей измерения норматива, является кубометр.

Однако порядок расчета платы с применением норматива накопления ТКО, представляется необоснованным и незаконным, поскольку объем фактически оказанной услуги по вывозу и утилизации ТКО, легко поддается измерению.

Для расчета объема фактически оказанной услуги по вывозу отходов необходимы следующие данные:

  • объем мусорных контейнеров;
  • количество мусорных контейнеров;
  • периодичность вывоза контейнеров;
  • количество граждан проживающих в домах, для обслуживания которых предназначены данные контейнеры.

Все эти данные имеются у регионального оператора, управляющей компании, РКЦ. Расчет производится путем простых арифметических действий.

Принимая во внимание то обстоятельство, что оператор по обращению с ТКО, является коммерческой организацией, а вывоз отходов, рассматривается в качестве его основной предпринимательской деятельности, его доводы, что применение методики расчета платы, с учетом фактического объема оказанной услуги, повлечет для него дополнительные расходы, несостоятельны. Несение расходов связанных с осуществлением деятельности направленной на систематическое получение прибыли, является его предпринимательским риском. Такой риск региональный оператор принял на себя добровольно, приняв участие в конкурсе на право заключения договора на выполнение работ по сбору и вывозу отходов. Соответственно, он не вправе требовать от потребителей дополнительной платы в случае необходимости проведения обязательных работ, которые должны быть, но не были включены в расчет стоимости оказываемых услуг.

В случае отсутствия у регионального оператора, возможности исполнять договор за тот размер платы, который соответствует фактическому объему оказанной им услуги, он имеет возможность защитить свои интересы путем расторжения договора.

2. Правовое обоснование незаконности применения нормативов

В соответствии с требованиями ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Из смысла данной нормы следует, что расчет платы, за оказанную коммунальную услугу исходя из норматива потребления, применяется только в условиях невозможности определения реального объема ее потребления. Возможность начисления платы с применением норматива потребления в случае, когда объем оказанной услуги может быть измерен, не допускается, размер платы должен соответствовать фактически оказанному объему услуги.

В связи с тем, что договор оказания коммунальных услуг по своей правовой природе, относится к договорам возмездного оказания услуг, к правоотношениям вытекающим из такого договора, применяются положения предусмотренные ст.781 ГК РФ, ст.37 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которым, потребитель обязан оплатить именно фактически оказанные, ему услуги.

Согласно ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей», условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Таким образом, действующее законодательство не допускает возможности взимания с граждан платы за услугу, им не оказанную. Потребитель обязан оплатить исполнителю только за тот объем услуги, который был фактически оказан и документально подтвержден.

В отсутствие правовых оснований, возложение на собственников помещений многоквартирных домов, обязанности оплачивать услуги по вывозу ТКО в размерах, превышающих фактически оказанные объемы незаконно. Суммы излишне начисленных платежей подлежат возврату и исключению из платежных документов.

3. Пример расчета фактического объема оказанной услуги

Здесь приводится лишь методика расчета объема фактически оказанной услуги, результаты расчетов зависят от конкретных условий, в каждой конкретной ситуации.

Емкость мусорных контейнеров составляет от 0.8 до 1.2 куб.метра. Если объем мусорного контейнера принять за 1 куб.метр, а количество расположенных на площадке контейнеров составляет 5 единиц, объем вывезенных отходов в день будет составлять 5 кубометров. Согласно санитарным требованиям, в течение всего года, мусор должен вывозится в среднем 20 раз в месяц.

Пункт 2.2.1 СанПин: срок хранения отходов в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз).

Соответственно, объем фактически оказанной услуги по вывозу коммунальных отходов за один месяц составит 5 х 20 = 100 кубометров.

Поскольку нормы устанавливающие количество мусорных контейнеров на количество жителей не предусмотрены, будем руководствоваться сложившейся практикой. Как показывает практика, на 5-6 многоквартирных домов приходится одна площадка, с расположенными на ней 5 мусорными контейнерами.

В соответствии с п.2.2.3 СанПиН 42−128−4690−88, размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Если дома пятиэтажные, это примерно 500 – 600 квартир и около 1000 жильцов, по самым скромным расчетам. Исходя из полученных данных легко определить какой объем отходов приходится на каждого жителя: 100 / 1000 = 0,1 куб.метра в месяц.

Однако при применении в расчетах норматива потребления ситуация складывается несколько иная. Норматив накопления твёрдых коммунальных отходов на одного проживающего в многоквартирном доме, скажем по Белгородской области, определён в объеме 2.5 куб.метра в год, что в месяц составит 2.5 / 12 = 0.208 куб.метра на одного человека. Соответственно, жильцы данных домов должны будут оплатить за объем мусора равный 0.2 х 1000 = 208 кубометров, в то время как объем фактически оказанной услуги, составляет 100 кубометров.

Как видно из представленного расчета, произвести его под силу практически каждому собственнику квартиры.

4. Порядок действий в случае превышения норматива фактическому объему оказанной услуги

Если после проведенного расчета, норматив потребления значительно превышает объем фактически оказанной услуги, необходимо направить лицу предъявляющему счет за услуги, обоснованное требование о производстве перерасчета. Таким лицом может быть управляющая компания или непосредственно региональный оператор. Управляющая компания может выступать в качестве исполнителя услуги, в случае заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Требование следует направлять заказным письмом с описью вложения, с уведомление о вручении. Почтовое уведомление о вручении письма адресату необходимо сохранить на случай возможного судебного разбирательства.

В случае получения отказа в удовлетворении требования или отсутствия ответа, спор передается на рассмотрение суда.

Дата публикации: 20.03.2019 13:23

Просмотров: 8892


Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии
Меню
  • Основное
  • Консультанты
Назад

    Войти