Медицинские маски как защитное средство от коронавируса
Обязанности российских властей по бесплатному обеспечению населения медицинскими масками
Известно ли Вам, что не население обязано покупать медицинские маски в целях защиты от коронавирусной инфекции, а именно российские власти обязаны обеспечить население Российской Федерации бесплатными медицинскими масками? Именно об этом и пойдёт речь в настоящей статье. Как вступительная часть излагается о тех нормативных правовых актах, которыми медицинские маски (а также медицинские перчатки) отнесены к индивидуальным защитным средствам от коронавирусного заболевания. Далее излагаются обязанности российских властей по обеспечению населения медицинскими масками и последствия, связанные с бездействием властей в данном вопросе. И, как заключительная власть, даются рекомендации по действиям граждан, столкнувшимся с нарушением своих прав при распространении в Российской Федерации коронавирусной инфекции.
Содержание статьи:
- Медицинские маски как защитное средство от коронавируса. Нормативные правовые акты.
- Бесплатное обеспечение населения медицинскими масками – обязанность российских властей.
- Противоправное бездействие по обеспечению населения медицинскими масками.
- Рекомендуемые гражданам действия при необеспечении бесплатными медицинскими масками.
Медицинские маски как защитное средство от коронавируса. Нормативные правовые акты
Осенью 2019 года – весной 2020 года мир столкнулся с пандемией так называемой коронавирусной инфекцией. Следует отметить, что сам коронавирус известен ещё с 1960 года. Причина коронавирусного заболевания, что его спровоцировало – на этот вопрос лучше ответить медицинским работникам. Не обошла пандемия коронавирусной инфекции и Российскую Федерацию.
Задачей же юристов является ознакомление граждан (хотя в данном случае лучше понимать всё человечество) с действующими законодательными и нормативными правовыми актами относительно коронавирусной инфекции, что является защитным средством от коронавирусной инфекции, а также понуждение властей к исполнению своих обязанностей по предотвращению и снижению и последствий распространения коронавирусного заболевания, учитывая, что именно власти и разработали в различных законодательных и нормативных правовых актах свои обязанности такого рода.
Законодательные и нормативные правовые акты относительно коронавирусного заболевания (COVID-19) требуют отдельного рассмотрения. Поэтому в данной статье мы касаемся только вопроса медицинских масок как индивидуального защитного средства и обязанностей властей. Т.е. тех вопросов, которые находятся в рамках компетенций юристов.
Медицинскими маски признаны индивидуальными защитными средствами и Правительством Российской Федерации, и Роспотребнадзором, и Рособрнадзором, и даже Федеральной налоговой службой России. И такое признание вполне заслуженно и обоснованно, так Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает медицинские маски как индивидуальные защитные средства от коронавирусного заболевания.
Рассмотрим подробнее законодательные и нормативные акты, относительно медицинских масок как индивидуального защитного средства от довольно опасного заболевания.
Всемирная организация здравоохранения рассматривает медицинские маски как защитное средство от коронавируса в своем нормативном правовом документе, который именуется «Временное руководство от 6 апреля 2020 года «Рациональное использование средств индивидуальной защиты от коронавирусной болезни (COVID-19) и рекомендации при острой нехватке».
В разделе «Общие сведения» документа ВОЗ указывает так: «В этом контексте СИЗ включает в себя перчатки, медицинские/хирургические лицевые маски – именуемые далее «медицинские маски», защитные очки/лицевой щит, халаты, а также для специфических процедур – фильтрующие респираторы и фартуки». Таким образом, к индивидуальным защитным средствам граждан от коронавирусной инфекции, по крайней мере, следует относить медицинские маски, медицинские перчатки, защитные очки (или лицевой щит).
Важно обратить внимание на следующий пункт Временного руководства ВОЗ от 06.04.2020 г., т.к. в другом разделе мы ещё вернёмся к этому вопросу: К профилактическим мерам против коронавируса относятся поддержание физической дистанции, минимум, в один метр, чистая гигиена рук путем обработки спиртосодержащим средством или мылом с водой (зависит от степени загрязненности рук), соблюдение дыхательной гигиены, ношение медицинской маски (обращаем особое внимание) при наличии респираторных симптомов с последующей гигиеной рук после утилизации маски, рутинная очистка и дезинфекция окружающей среды и поверхностей, к которым чаще всего прикасаются.
Как мы видим, те сотрудники различных объектов (магазинов (чаще всего этим грешат сотрудники торговых сетей «Ярче», «Фикс прайс»), общественного транспорта, организаций и учреждений), требующие абсолютно от всех посетителей надевать маски, отказывая в обслуживании без медицинских масок, поступают неправильно и в противоречии с требованиями Всемирной организации здравоохранения. То же самое и на улице – Вас не имеют права принуждать ходить в медицинской маске, если у Вас нет ярко выраженных респираторных симптомов коронавируса.
Следует особо заметить, что во Временном руководстве ВОЗ в разделе «Альтернативные материалы» Всемирная организация здравоохранения строго запрещает замену стандартных медицинских масок как средств индивидуальной защиты от коронавируса на изделия, произведенные из других материалов (то есть подручных средств). Соответственно, обеспечение населения медицинскими масками в достаточном количестве (с учетом их заменимости через каждые два часа ношения) – это стратегическая задача главы государства, в данном случае Президента Российской Федерации, и федеральной власти.
О том, что медицинские маски являются индивидуальными защитными средствами от коронавируса указано в Поручении Правительства Российской Федерации от 24 марта 2020 года «О решениях по итогам заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» и пункте 3.3. «Временных методических рекомендаций по обеспечению защищенности критически важных объектов в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19», утвержденных Правительством РФ 31.03.2020 г.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) издала и обязала к применению Информацию Роспотребнадзора «Об использовании многоразовых и одноразовых масок». В данном Информационном письме Роспотребнадзор также указывает «Медицинские маски – средства защиты «барьерного типа». Функция маски – задержать капли влаги, которые образуются при кашле, чихании, и в которых могут быть вирусы – возбудители ОРВИ и других респираторных заболеваний, передающихся воздушно – капельным путем». Таким образом, Роспотребнадзор также признаёт, что медицинская маска является индивидуальным защитным средством от коронавирусного заболевания. В том же Информационном письме Роспотребнадзора указано, что медицинскую маску надо менять через каждые два – три часа постоянного ношения.
Вслед за Роспотребнадзором признало медицинские маски индивидуальными защитными средствами и Федеральная налоговая служба России в Информации ФНС России «Рынок средств индивидуальной защиты поставят под контроль» (второй абзац Информационного письма). Таким образом, следует запомнить вполне обоснованный единственно правильный вывод: медицинские маски – это индивидуальные защитные средства от коронавируса.
Бесплатное обеспечение медицинскими масками – обязанность российских властей
Полагаем уже очень многие столкнулись с теми нарушениями прав потребителей, когда отказываются обслуживать в различных учреждения и организациях без наличия медицинской маски, в Новосибирске так вообще выгоняют людей из общественного транспорта, если у них нет медицинской маски. При этом цена одной медицинской маски выросла с 5 рублей до 150 рублей, т.е. в 30 (!) раз. Подобное позволяет высказывать такие суждения, как «коронавирус – это выдумка и бизнес властей», «коронавирус придумало мировое правительство» (к нему, кстати, зачастую относят и одного из ближайших соратников Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича – Анатолия Борисовича Чубайса).
Но кто же должен обеспечивать население медицинскими масками как индивидуальными защитными средствами с учётом их заменимости каждые два часа, как того требуют Роспотребнадзор и Всемирная организация здравоохранения? Само население должно обеспечить себя такими медицинскими масками, Роспотребнадзор, Минздравсоцразвития или кто – то ещё?
Нам, безусловно, очень нравится и мы признательны торговой сети «Светофор», что когда приходишь к ним за покупками, на входе посетителей (покупателей) обеспечивают, заметьте бесплатно, одноразовыми медицинскими масками. Вот, что значит уважение к потребителю и его правам! Представителям администрации и работникам торговой сети «Ярче» следует поучиться у торговой сети «Светофор».
Тем не менее, предлагаю обратиться к Постановлению Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».
Согласно подп. «в» п. 3 поименованного Постановления, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, граждане обязаны при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Данному пункту корреспондирует и подп. «б» п. 6 Постановления от 02.04.2020 г. № 417, обязывающий организации обеспечивать граждан средствами индивидуальной защиты, находящихся на территории, на которой возникла чрезвычайная ситуация или существует угроза её возникновения.
Как мы ранее выяснили, индивидуальными защитными средствами от коронавирусной инфекции медицинские маски признаны рядом Постановлений Правительства РФ и Роспотребнадзора. При этом мы наблюдаем, что повсеместно на территории Российской Федерации введён так называемый «режим повышенной готовности», который, к тому же, не предусмотрен Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Тем же законом не предусмотрен и такой правовой режим как «самоизоляция». Соответственно, и «режим самоизоляции», и «режим повышенной готовности» являются антиконституционными.
Впрочем, речь в данном пункте публикации идёт не о конституционности или антиконституционности режимов, а о том, кто обязан обеспечивать население бесплатными средствами индивидуальной защиты от коронавирусного заболевания.
Как мы видим из Постановления № 417, обеспечения населения Российской Федерации данными средствами индивидуальной защиты от коронавируса – медицинскими масками – обязанность властей субъектов Российской Федерации, органов местной власти (муниципалитетов или сельсоветов) и организаций. Таким образом, не граждане обязаны покупать за счет своих личных средств покупать медицинские маски, а власти и организации обязаны предоставлять гражданам (как российским, так и иностранным) и лицам без гражданства, в том числе лицам без определенного места жительства, бесплатные медицинские маски с учетом их заменимости каждые два часа. А отслеживать исполнение властями субъектов Российской Федерации, органов местной власти и организаций своих обязанностей по обеспечению населения бесплатными медицинскими масками обязаны Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Минздравсоцразвития РФ и Роспотребнадзор, а также Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Противоправное бездействие по обеспечению населения медицинскими масками
Как мы наблюдаем из действительности, вместо исполнения своих обязанностей по обеспечению населения Российской Федерации бесплатными средствами индивидуальной защиты от коронавируса (медицинскими масками и резиновыми медицинскими перчатками), императивно предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 417, власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и подавляющее большинство организаций самоустранились, совершенно необоснованно и противозаконно переложив на плечи граждан покупать медицинские маски и медицинские перчатки за свои сбережения, при этом закрыв практически все предприятия, тем самым фактически ликвидировав экономику Российской Федерации.
Такое бездействие властей является противоправным. И, на наш взгляд, должно рассматриваться как повод к проверке признаков халатности в бездействии федеральных, региональных, муниципальных властей, а также должностных лиц предприятия, учреждений, организаций. Бездействие – это неисполнение обязанностей. Раскрытие термина «халатность» приведено в статье 293 Уголовного кодекса Российской Федерации: Халатность – неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
В необеспечении населения бесплатными медицинскими масками как индивидуальным защитным средством от коронавирусной инфекции, считаем, присутствует и неисполнение своих обязанностей федеральной властью, властями субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по предотвращению распространения нового коронавирусного заболевания, и причинение крупного ущерба и без того хромающей на обе ноги российской экономике, и существенное нарушение прав и законных интересов граждан – конституционных прав на жизнь, здоровье, свободу передвижения, свободу выбора места жительства.
Рекомендуемые гражданам действия при необеспечении бесплатными медицинскими масками
Как мы выяснили выше:
- медицинские маски и медицинские перчатки являются индивидуальными защитными средствами от коронавирусной инфекции;
- обеспечения населения бесплатными медицинскими масками и медицинскими перчатками являются расходным обязательством и обязанностями федеральной власти, властей субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
- неисполнение обязанностей по обеспечению населения бесплатными медицинскими масками как средствами индивидуальной защиты от коронавирусной инфекции является преступной халатностью.
Соответственно, можно определить следующую рекомендую последовательность действий, которую не только могут, но и должны предпринимать граждане, чтобы заставить власти исполнять свои обязанности, предусмотренными федеральными законодательными и нормативными правовыми актами::
- При отказе обслуживании в магазине потребовать книгу отзывов и предложений, в которой написать жалобу на необеспечение бесплатной медицинской маской как средством индивидуальной защиты от коронавируса, либо на тот факт, что с вас потребовали купить медицинскую маску вместо её бесплатного предоставления, что повлекло отказ в обслуживании в нарушение Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
- Направить в соответствующую прокуратуру и Роспотребнадзор заявление по факту необеспечения администрацией магазина и его работниками (аналогично с другим объектом – общественным местом) посетителей бесплатными медицинскими масками как индивидуальными защитными средствами с учетом их заменимости каждые два часа.
- Направить в Следственный комитет Российской Федерации (в его центральный аппарат, расположенный в г. Москва) и Генеральную прокуратуру Российской Федерации заявление о проведении доследственной проверки на предмет установления в бездействии администрации магазина, федеральных властей (Президента РФ, Правительства РФ, обеих палат Государственной Думы Российской Федерации), Роспотребнадзора, Минздравсоцразвития РФ, соответствующего главы региона и главы населенного пункта наличия/отсутствия признаков ст. 293 УК РФ «Халатность» в виде неисполнения обязанностей по обеспечению населения бесплатными медицинскими масками, как того требует Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 417, руководствуясь Поручением Правительства РФ от 24.03.2020 г., Информацией Роспотребнадзора «Об использовании многоразовых и одноразовых масок», Временными методическими рекомендациями по обеспечению защищенности критически важных объектов в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19, Временным руководством ВОЗ от 06.04.2020 г. «Рациональное использование средств индивидуальной защиты от коронавирусной болезни (COVID-19) и рекомендации при острой нехватке».
- Направить в магазин, не обслуживший вас (если это магазин) заказным письмом с уведомлением и описью вложения письменную претензию по факту отказа в обслуживании и необеспечению бесплатной медицинской маской.
- По истечении срока, установленного претензией, для добровольного удовлетворения претензионных требований, обратиться с соблюдением установленных процессуальных правил о взыскании с магазина, Вас не обслужившего, компенсации морального вреда, согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Можно предпринимать как и все последовательные действия, так и отдельные из перечисленного действия. Всё зависит от конкретных нюансов Вашей ситуации и того, что Вы желаете получить.
Также и организации, бесплатно обеспечивающие посетителей медицинскими масками имеют право в претензионно–судебном порядке взыскать с федеральных, региональный властей и (или) органов местного самоуправления свои убытки, вызванные расходами на приобретение медицинских масок в целях бесплатного обеспечения своих посетителей, как того требует федеральное законодательство.
Если резюмировать вышеизложенное, то также можно сделать и тот вывод, что все дела, по которым ранее были присуждены штрафы «за несоблюдение масочного режима» подлежат пересмотру в пользу привлеченных к административной ответственности, ввиду отсутствия объективной стороны административного правонарушения.
Дата публикации: 04.07.2020 14:25
Просмотров: 10074