Спам-звонки

магазинов, банков, лотерейных организаторов и авторское право на голос

Спам-звонки
Некоторые представители компаний полагают, что вправе названивать любым лицам в любое время и днём и ночью совершенно безнаказанно и ничего им за это не будет. Если рассматривать с той стороны, что вследствие правового нигилизма граждан пострадавшие от деятельности таких горе – магазинов, горе – компаний, не знают о своих правах, то с точки зрения представителей магазинов и компаний их заявления обоснованы. Но на самом деле подобные спам – звонки не могут быть обоснованы и являются прямым нарушением действующего законодательства Российской Федерации. Изложенная ниже обзорная статья и делает попытку ликбеза граждан относительно спам – звонков, особенно если при подобных звонках используются голоса известных артистов, озвучивателей мультипликационных фильмов (того же Винни-Пуха или Пятачка), исполнителей песен и романсов.

Содержание статьи:

  • О спам-звонках
  • Введение в авторское право
  • Использование голосов артистов в звонках и фоноскопическая экспертиза
  • Использование личных номеров абонентов как нарушение неприкосновенности личной тайны
  • Страхование голоса исполнителя от использования в спам – звонках и при ином неправомерном использовании
  • Ответственность за спам по телефону

О спам-звонках

Многие граждане, полагаем, уже столкнулись с так называемыми холодными звонками» по предложениям взять кредит, займ (кто из вас не получал таких сообщений «Вам одобрен кредит»?), предложениям по продажам заявок, если вы занимаетесь каким – либо видом предпринимательской деятельности.

Эти звонки могут поступать в любое время суток – как днём, так и вечером, ночью, утром. Могут даже по очереди «пройтись» по всем номерам ваших телефонов. Также часто в спам – звонках используются голоса известных лиц – политиков, артистов, музыкантов. Хорошо, когда информация содержащаяся в таких звонках, соответствует действительности.

Но существуют и звонки, содержащие информацию о распродаже того или иного товара «в связи с закрытием магазина», но при этом никакого закрытия магазина даже не планируется. К примеру, подобное практикует «Санлайт», а также некоторые магазины одежды. То есть в данном случае можно усмотреть обман потребителей. Более того, подобные действия уже выходят на новый уровень. В первой декаде сентября автор публикации был в Новосибирске и в одном из районов города увидел следующее: Некое лицо мужского пола, стоящее на стремянке зазывало во вновь открывшийся магазин такими словами «В связи с закрытием магазина в Москве весь товар на распродажу привезли в Новосибирск. Спешите, раскупайте по бросовым ценам». Очевидно, что такая «реклама» рассчитана на очень неумных лиц и совершенно не соответствует действительности. Но обман потребителей достоин своего полноценного рассмотрения в отдельной статье. Мы же вернемся к теме звонков гражданам без их согласия.

Иными словами, подобные звонки, нарушающие покой граждан, можно назвать спамовыми или спам – звонками. Законны подобные звонки или нет мы и попробуем с вами разобраться.

Введение в авторское право

Согласно п. 2 ст. 1255 ГК РФ, автору произведения принадлежат следующие права:

  • право авторства;
  • право на имя;
  • право на неприкосновенность произведения;
  • право на обнародование произведения.

Эти авторские права распространяются как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Помимо того, согласно ст. 1228 ГК РФ, установлено, что в авторские права входят право на авторство, право на имя, право на иные неимущественные права. И даже отказ от этих прав является ничтожным. Голос каждого человека по своему составу индивидуален. Индивидуальны слова, мелодии, свист (если человек умеет свистеть), высота, диапазон, сила, тембр, интонация голоса каждого человека. Таким образом, голос можно расценивать как объект авторского права. Приведём пример, подтверждающий этот вывод: В последнее время стало модным на телевидении вспоминать песни ранее умерших исполнителей и перепевать их, например того же В.С. Высоцкого. Если вы видели эти передачи, то, думаем, обратили внимание, что то, как исполнял свои песни Высоцкий и как их поют современные исполнители – «земля и небо». То же самое и при использовании голоса современных исполнителей при спам – звонках. С той лишь разницей, что первое невинно, а второе влечёт за собой соответствующую ответственность, установленную действующим законодательством Российской Федерации.

Использование голосов артистов в звонках и фоноскопическая экспертиза

Как установлено выше, голос исполнителя также является составной частью авторского права и объектом интеллектуальной собственности. При использовании голосов артистов в звонках никогда не услышим тех объяснений, что голос не принадлежит конкретному артисту, что это только пародия, что оригинальный (бытовой) голос известного исполнителя отличается от того, которым производится реклама при спам – звонке. И тому есть причины, заключающиеся в том, что на использование голоса артиста, исполнителя в рекламе, sms – сообщениях, которые могут быть звуковыми, телефонных звонках, необходимо предварительно спрашивать письменное согласие. Для того, чтобы определить относится ли голос, использованный в спам – звонке определенному лицу (политику, артисту, исполнителю песен и т.п.), используется фоноскопическая экспертиза.

Фоноскопическая экспертиза – это род судебных экспертиз, направленных на установление обстоятельств (фактов) путем исследования голоса и звучащей речи, звуковой среды, условий, средств, материалов и следов звукозаписей. Заключение эксперта будет являться доказательством незаконного использования голоса известного лица, нарушения авторских прав и законодательства о рекламе.

Использование личных номеров абонентов как нарушение неприкосновенности личной тайны

Личная тайна – это сведения о персональных данных, дружеских и интимных отношениях, сексуальной ориентации, религиозных взглядах и убеждениях, имущественном положении, источниках доходов, месте проживания, увлечениях, пристрастиях, вредных привычках, заболеваниях, проведении досуга и так далее.

Как мы видим, перечень личной тайны не имеет исчерпывающего характера. Соответственно, даже номера телефонов, если они не предоставлены лицу, осуществляющему спам – звонок ранее, можно расценивать как личную тайну того или иного конкретного человека (абонента). Одновременно номера телефонов, которые были получены без согласия абонента, относятся и к персональным данным, которые также не имеют исчерпывающего перечня: Согласно Федеральному закону «О персональных данных», к таким данным относятся «ФИО лица, год, месяц и дата рождения, адрес проживания, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, иная информация».

Операторами и третьим лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных. Пока сведения о частной жизни (включая номера телефонов, которые, как изложено выше, также могут относиться как к персональным данным, так и к личной тайне) сообщаются лицом добровольно, получение таких данных не является незаконным. Если же такая информация была получена не через добровольное сообщение лицом, которому принадлежат эти сведения, а иным способом (например, через систему БИОС), то такое получение нельзя расценивать как законное получение сведений, составляющих личную тайну.

Более того, если сведения были получены в результате угроз, запугивания, обмана, физического насилия, такие действия следует квалифицировать по ст. 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни».

Приведем пример получения сведений, составляющих персональные данные путем обмана:

Некий банк «Рога и копыта» получает сведения через БИОС и далее звонит или пишет sms – сообщение абоненту, к примеру, со следующим текстом: Вы обращались к нам с заявкой о предоставлении вам кредита. Мы, сохранив ваши данные, рассмотрели вашу заявку и одобрили предоставление вам кредита».

Вот подобные действия спамера как раз и являются нарушение личной тайны, нарушением личной неприкосновенности гражданина (абонента) и влекут за собой уголовную ответственность в отношении лица, осуществившего спам – звонок, а также лица, которые незаконно получил эти данные (номер телефона абонента).

Страхование голоса исполнителя от использования в спам – звонках и при ином неправомерном использовании

Согласно ст. 32.9. Закона Российской Федерации от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», существует достаточное количество видов страхования, среди которых:

  • страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;
  • пенсионное страхование;
  • страхование от несчастных случаев и болезней;
  • иные виды страхования.

Мы не приводим всех видов страхования, так как, во – первых, подобное не связано с рассматриваемой темой, а, во – вторых, одно перечисление видов страхования могло занять 2/3 текста публикации. Перед нами же стоит вопрос о возможности страхования голоса исполнителя (песен, декламатора стихов – есть и такой вид искусства) по российскому законодательству о страховании. Страхование голоса исполнителя осуществляется в таких странах как США, Германия, Италия. Естественно, что и в Российской Федерации довольно актуальным стал вопрос о страховании голоса исполнителя и даже диктора на телевидении или пока ещё существующих радиопередач. К примеру, «от того же терроризма страхуют даже дачников» (но это лирическое отступление от темы).

Если мы вновь обратимся к п. 1 ст. 32.9. Закона об организации страхового дела в Российской Федерации, то можем наблюдать, что возможно страхование жизни до наступления иного события. Если применить возможность страхования голоса исполнителя к этому виду страхования, то возникает вопрос «А является ли использование голоса исполнителя другим лицом страховым случаем при страховании жизни до наступления определенного события?». Этот вопрос довольно актуален и ещё никто на него не ответил.

Попробуем подойти к страхованию голоса исполнителя с другого вида страхования – страхование имущественных интересов физических лиц, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Очевидно, что и в таком случае нельзя потерю голоса исполнителем или использование голоса исполнителя другими лицами признать страховым случаем. Тем не менее, такой известный исполнитель как Николай Басков ещё в 2002 году застраховал свой голос в компании МАКС (по сведением «Коммерсантъ»). Но на каком основании был застрахован голос Николая Баскова? Этот вопрос также остаётся открытым. В целом тема страхования голоса исполнителей требует совершенного отдельного подробного рассмотрения с точки зрения действующего законодательства.

Ответственность за спам по телефону

Спам – это телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса (п. 2 Правил оказания телематических услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 г. № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи»). Пытаясь избежать установленного законом наказания, полагаем, и используют подделанные или обработанные голоса различных известных исполнителей. Но, тем самым, виновные в этом и загоняют себя в ловушку – «не позволяющие определить этого отправителя». В этом и состоит объективная часть незаконных действий. Названия вам по телефону спамеры нарушают сразу три закона Российской Федерации – «О связи», «О рекламе» и «О персональных данных».

Ключевым фактором здесь является – необходимость предварительного получения согласия абонента на sms - сообщение или телефонный звонок. Без этого согласия, что sms - сообщение, что телефонный звонок, будут являться незаконными. Такова позиция Федеральной антимонопольной службы, основанная на ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

Спам – звонки без согласия абонента рассматриваются как нарушение законодательства о рекламе и, соответственно, влекут за собой административную ответственность по ст. 14.3. Кодекса Российской Федерации об административной ответственности «Нарушение законодательства о рекламе». В лучшем случае это штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, в худшем случае штраф от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей. Следует особо отметить, что такой штраф может быть установлен за каждый случай подобного проступка. Не является спам – звонком предложение услуги, если ранее конкретный абонент обращался за помощью с вопросом, получил ответ на свой вопрос и далее ему поступило предложение от отвечавшего (либо его представителя, помощника, секретаря) об оказании более подробной услуги по заявленному им вопросу.

Дата публикации: 01.11.2020 10:40

Просмотров: 5959

Ларин Олег Юрьевич
Автор статьи

Добавить комментарий
Имя:
Email:
Комментарии

Войти