Здравствуйте, Владимир!
Начнём с того, что же сказано в ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
1. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.
2. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Как видим, согласно пункту 1 статьи - реклама и иные предложения, адресованные неопределённому кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты.
Пункт 2 статьи определяет понятие публичной оферты.
Из публичной оферты усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор с любым, кто отзовётся.
Первый, кто отзовется на такую оферту, акцептует её и тем самым снимает предложение.
Таким образом, публичная оферта в каждый конкретный момент времени может быть акцептована лишь одним лицом, что исключает одновременное поступление нескольких акцептов на одну и ту же оферту.
Однако, применительно к договору розничной купли- продажи законодатель отступает от указанного общего правила.
Согласно п. 1 ст. 494 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признаётся публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли- продажи.
Такое предложение может быть акцептовано одновременно несколькими лицами (см. Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. С. 61-62).
Теперь посмотрим, что же сказано в статье 494 Гражданского кодекса Российской Федерации.
1. Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли- продажи.
2. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли- продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Как видим, оферентом в договоре розничной купли- продажи, как правило, выступает продавец, а сама оферта в большинстве случаев является публичной.
Однако ничто не препятствует и покупателю выступить с предложением заключить договор или принять предложение продавца, добавив в него ряд случайных условий (встречная оферта).
Продавец может обратиться с офертой к конкретному лицу.
Поэтому распространенное в литературе мнение о том, что договор розничной купли- продажи заключается только на основе публичной оферты, чересчур категорично (см. Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. С. 54).
Публичная оферта - это содержащее все существенные условия предложение о заключении договора, обращённое к неопределенному кругу лиц (к любому и каждому).
Это понятие публичной оферты, содержащееся в ст. 437 ГК РФ, доктрина дополняет ещё одним важным признаком.
Публичной офертой может считаться только такое предложение о заключении договора, которое в каждый конкретный момент времени может быть акцептовано лишь одним лицом.
В случае публичной оферты покупатель может судить о её существовании по фактическим обстоятельствам дела.
Так, если автомат включён и снабжён товаром, значит, налицо оферта, которую покупатель может акцептовать.
Если же товар закончился или у автомата образовалась очередь, то оферта временно снята и покупателю придётся подождать её возобновления.
По этой причине п. 1 ст. 437 ГК РФ по общему правилу рассматривает рекламу и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, лишь как приглашение делать оферты (вызов на оферту).
Однако применительно к договору розничной купли- продажи законодатель отступает от указанного общего правила.
Согласно п. 1 ст. 494 ГК РФ - реклама, предложение товаров в каталогах, описаниях и другими способами, обращенными к неопределенному кругу лиц, признаются публичной офертой, если они содержат все существенные условия договора.
Таким образом, в сфере розничной торговли публичной офертой считается и такое предложение о заключении договора, которое одновременно может быть акцептовано неопределенно большим числом лиц. Весьма вероятно, что на одну и ту же публичную оферту откликнется столько покупателей, что количество их акцептов (следовательно, и заключенных договоров) превысит количество имеющегося у оферента товара.
В этом случае оферент физически не сможет исполнить множество заключенных им сделок и неизбежно понесет потери, связанные с возмещением убытков покупателям.
Как видим, подход законодателя к определению публичной оферты в розничной купле- продаже неудачен. Это тем более удивительно, что во всех остальных договорах Особенной части ГК РФ публичная оферта какой- либо специфики не имеет.
Поэтому, скажем, телевизионная реклама работ по восстановлению эмалевого покрытия ванны (договор бытового подряда) является лишь вызовом на оферту, тогда как реклама самой нитроэмали (розничная купля- продажа) - публичной офертой.
Столь серьёзные различия не обусловлены никакими особенностями розничной купли- продажи и потому неоправданны.
Договор розничной купли- продажи, как правило, считается заключенным в момент оплаты товара.
Как же покупатель может оплатить товар, то еесть заключить договор, не зная цены?
Видимо, ему придется дополнительно справиться о цене покупки у продавца.
Но тогда оферта продавца будет включать в себя и цену товара.
Кроме того, если цену продаваемых товаров обычно легко можно установить, то другие существенные условия (например, срок и порядок оплаты товара в рассрочку) определить гораздо сложнее.
Таким образом, правила указанной статьи Гражданского кодекса порождают значительную неопределенность во взаимоотношениях сторон договора розничной купли- продажи.