Перевод пенсии за границу

Дискуссия — Перевод пенсии

Я вдова пенсионера Министерства обороны РФ.

Мой муж, гражданин Российской Федерации, подполковник запаса, пенсионер Министерства Обороны Российской Федерации, скоропостижно скончался на территории Украины 23 апреля 2018 года.

В Украине муж находился на консульском учете в консульском отделе Посольства России на Украине, ранее был зарегистрирован на территории России до 2011 года, в России же ранее оформлял пенсию (в 1998 году), в г. Самаре.

В Украине, в городе Киеве, я похоронила мужа, понеся сама все сопутствующие расходы на организацию похорон.

После смерти, мной были получены необходимые документы, а именно: свидетельство о смерти украинского образца и выписка из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан о смерти для получения помощи на погребение.

Я обратилась по месту нахождения пенсионного дела в областной военный комиссариат Самарской области г. Самары, в центр социального обеспечения при военном комиссариате, за получением пособия на погребение.

В пособии на погребение мне было отказано по причине отсутствия справки формы №33.

Кроме прочего, мне также сообщили, что муж получал свою пенсию в Российской Федерации незаконно. Он, якобы, был обязан перевести свою военную пенсию на Украину по месту жительства, сославшись на действующее Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Я позвонила на горячую линию Пенсионного Фонда Российской Федерации в Департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей +7 (495) 987-80-30, задала вопрос о законности требования перевода пенсии из России в страну проживания на Украину.

Консультант ответила, что военные пенсии вообще не переводятся в другие страны, Соглашение, о котором речь выше, касается только обычных гражданских пенсий.

В связи с возникшим замешательством, неточностью информации, прошу дать разъяснение по следующим вопросам:

1) По действующему Соглашению о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года возможность перевода пенсии в одно из государств данного Соглашения является обязанностью или правом гражданина РФ?

1.1) Если эта возможность является обязанностью, то какую ответственность несет гражданин РФ за неисполнение данной обязанности? В Соглашении об этом ничего не сказано.

1.2) Если эта возможность является правом гражданина РФ, то когда наступает возможность использования права? Может ли гражданин РФ не воспользоваться данным правом? Может ли кто- либо из органов государственной власти принудить его воспользоваться данным правом?

2) Имеет ли право центр социального обеспечения Областного военного комиссариата Самарской области требовать обязательный перевод пенсии в страну фактического проживания военного пенсионера?

3) Переводятся ли пенсии от Министерства Обороны Российской Федерации для выплаты военному пенсионеру, гражданину РФ на Украину по месту фактического жительства?

Жалоба на бездействие властей

Дата: 21.08.2018 12:36

Задать вопрос онлайн
Получите ответ на вопрос
в течение часа от экспертов юристов и бухгалтеров.

В консультации принимал участие

Ответ эксперта

Здравствуйте, Светлана

Ваш вопрос:

1) По действующему Соглашению о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года возможность перевода пенсии в одно из государств данного Соглашения является обязанностью или правом гражданина РФ?


Ответ:

В Соглашении о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенном в г. Москве 13.03.1992, сказано следующее:

Правительства государств - участников настоящего Соглашения, руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения, согласились о нижеследующем:...


Исходя из изложенного выше можно сделать вывод, что перевод пенсии в одно из государств данного Соглашения является правом гражданина РФ.

Светлана, ваш вопрос:

1.1) Если эта возможность является обязанностью, то какую ответственность несет гражданин РФ за неисполнение данной обязанности? В Соглашении об этом ничего не сказано.


Ответ:

- Эта возможность является правом, а не обязанностью гражданина РФ.

Ответы на очередные ваши вопросы будут отправлены Вам в ближайшее время в следующих сообщениях.

  • 2018-08-21 14:05:17
  • В ответе ошибка?

Анатолий Иванович, дайте пожалуйста основания, основываясь на которые вы считаете данную возможность правом а не обязанностью.
Нужны, по возможности, предельно четкие основания.

Светлана — 2018-08-21 15:00:47

Светлана

Ответы на все ваши вопросы готовятся. Прошу немного подождать, так как приходится набирать много печатного текста и просто физически не
получается быстро Вам ответить.

При этом рекомендую внимательно читать содержание уже отправленных Вам сообщений.

  • 2018-08-21 15:04:51
  • В ответе ошибка?

Светлана, ваш очередной вопрос:

1.2) Если эта возможность является правом гражданина РФ, то когда наступает возможность использования права?


Ответ:

- В Решении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 07.04.2005 № 01-1/6-04 сказано:

В качестве гарантии права граждан государств- участников Содружества на пенсионное обеспечение в пункте 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года закреплена норма, согласно которой "для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств- участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого их этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения".
Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств- участников Соглашения должны учитываться: во- первых, трудовая деятельность на территории любого государства- участника Соглашения; во- вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения , то есть до 13 марта 1992 года. Указанные положения различаются по их действию в территориальной, субъектной и временной сферах.
По мнению Суда, действие первого положения, касающегося учета трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государства- участника Соглашения, ограничивается только территориями государств- участников Соглашения. Это согласуется со статьей 29 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, устанавливающей обязательную силу договора для каждого участника в отношении всей его территории, и статьей 34, закрепляющей, что договор не создает обязательств или прав для третьего государства без его на то согласия.


При этом, временные рамки действия Соглашения для данных субъектов (в том числе и гражданина РФ) определены ст. ст 12 и 13, согласно которым Соглашение вступает в силу с момента его подписания каждым из государств- участников и действует до выхода государств из Соглашения путём письменного уведомления депозитария о его денонсации.

Как следует из преамбулы, государства- участники Соглашения при его подписании руководствовались статьями 2 и 4 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года. Так, в соответствии со статьей 2 указанного Соглашения договаривающиеся стороны гарантируют своим гражданам, а также гражданам других сторон и лицам без гражданства, проживающим на их территории, независимо от национальной принадлежности или иных различий, гражданские, политические, социальные, экономические, культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека.

Из вышеизложенного следует, что Соглашение о гарантиях прав граждан государств- участников Содружества в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 принято с целью реализации ст. 2 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 08.12.1991.

  • 2018-08-21 14:38:26
  • В ответе ошибка?

Светлана, ваш очередной вопрос:

1.2) ... Может ли гражданин РФ не воспользоваться данным правом?


Ответ:

- Гражданин РФ может не воспользоваться данным правом. Это не является нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации.

  • 2018-08-21 14:42:45
  • В ответе ошибка?

Светлана, ваш очередной вопрос:

1.2) ... Может ли кто- либо из органов государственной власти принудить его воспользоваться данным правом?


Ответ:

- Никто из органов государственной власти не имеет права принудить его воспользоваться данным правом.

Предельно чёткие основания этому смотрите в Конституции Российской Федерации, в частности:

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.


Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.


Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.


Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

  • 2018-08-21 15:30:12
  • В ответе ошибка?

Светлана, ваш очередной вопрос:

2) Имеет ли право центр социального обеспечения Областного военного комиссариата Самарской области требовать обязательный перевод пенсии в страну фактического проживания военного пенсионера?


Ответ:

- Исходя из сути данного вопроса, имеет право, ведь военная пенсия определена Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (с изменениями и дополнениями), которым предусмотрено обращение граждан, имеющих право на получение военной пенсии, в отделение военного комиссариата, расположенного по месту регистрации. Указанный порядок предусмотрен для всех военнослужащих, кроме высшего офицерского состава, их заявления рассматривает одно из управлений финансов при Министерстве обороны РФ.

В военном комиссариате организована работа пенсионного отдела, где сотрудники наделены полномочиями сбора данный и предоставления их в Пенсионный фонд.

  • 2018-08-21 15:51:08
  • В ответе ошибка?

Светлана, ваш очередной вопрос:

3)Переводятся ли пенсии от Министерства Обороны Российской Федерации для выплаты военному пенсионеру, гражданину РФ на Украину по месту фактического жительства?


Ответ:

- Орган, который осуществляет пенсионное обеспечение гражданина на территории РФ, не имеет права самостоятельно прекратить пенсионные выплаты.

Статья 7 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 № 62- ФЗ (см. последнюю редакцию) гарантирует гражданам РФ, находящимся за пределами РФ, защиту и покровительство Российской Федерации. Органы государственной власти РФ обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объёме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.

Если не было представлено доказательств выхода военного пенсионера из гражданства РФ, то военный пенсионер считается пенсионером РФ и на него распространяются нормы действующего законодательства РФ, в той мере, в которой они не урегулированы нормами международного права.

Считаю, в изложенной Вами ситуации Вам придётся обращаться в суд. Причём разрешение рассматриваемого нами сейчас вопроса может быть как в вашу пользу так и нет.

Ниже - примеры из судебной практики:

- Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (с изменениями и дополнениями)

Статья 64. Пенсионное обеспечение при выезде за границу
Вопросы пенсионного обеспечения лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР с другими государствами.


- АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Ульяновского областного суда от 13.01.2015 по делу № 33-31/2015

- АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 16.10.2012 по делу № 33-3271

- ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 15.06.1998 № 18- П.

  • 2018-08-21 16:37:49
  • В ответе ошибка?
Оставьте отзыв о нашем сервисе

Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе

Ваше имя
Ваш email
Ваш отзыв

Укажите код с картинки

Captcha Image

Войти