Здравствуйте, Василий!
Сегодня, 23.12.2015 Госдума приняла в третьем окончательном чтении закон об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заёмщиков, проживающих в Республике Крым и Севастополе, перед украинскими банками.
Действие закона распространяется на долги заемщиков перед украинскими банками, прекратившими работу в Крыму после его присоединения к Российской Федерации.
Согласно документу, требовать долги от заёмщиков в Крыму смогут только российские кредитные организации и юридические лица, представившие доказательства приобретения прав требования по соответствующим кредитным договорам либо права требовать погашения задолженности, возникшей из таких договоров.
Коллекторы обязаны раскрыть информацию о контролирующих лицах и деловой репутации своих руководителей и их заместителей.
Закон запрещает лицам, имеющим право требовать погашения задолженности, применять в отношении заемщика физическую силу; уничтожать или портить его имущество либо угрожать этим; а также использовать выражения и совершать действия, унижающие честь и достоинство за`мщика и иных лиц.
Размер задолженности заёмщиков определяется по состоянию на 18.03.2014 за вычетом средств, уплаченных после этой даты.
Платежи по погашению задолженности будут осуществляться только в рублях с использованием отдельного банковского счета Фонда защиты вкладчиков, созданного Агентством по страхованию вкладов (АСВ).
Если кредит выдавался в гривнах или иной валюте, долг будет выплачиваться в рублях по курсу соответствующей валюты на 18.03.2014.
Закон определяет и порядок получения заёмщиком документального подтверждения снятия обременения с имущества, заложенного в обеспечение обязательств по кредиту.
Документ предусматривает обязательную досудебную процедуру урегулирования спора между заёмщиками и лицами, имеющими право требовать погашения задолженности.
Такие лица обязаны сначала обратиться с заявлением об урегулировании разногласий в Фонд защиты вкладчиков.
Напрямую обратится в суд, минуя подачу заявления в фонд, такое лицо сможет только с письменного согласия заёмщика.
Любая из сторон спора, не согласная с решением фонда, будет вправе обратиться в суд с иском о том же предмете и по тем же основаниям, предварительно проинформировав об этом фонд.
Заёмщик, в свою очередь, вправе обратиться в фонд с письменной просьбой о предоставлении рассрочки погашения задолженности или её реструктуризации.
Рассрочка может быть предоставлена на срок не более 24 месяцев.
Заёмщики также имеют право требовать в суде пересмотра прежних решений судов о взыскании долгов по кредиту, принятых в период после 18.03.2014 и до даты вступления закона в силу.
Ранее из закона были исключены нормы о введении административных штрафов для лиц, требующих от крымских заёмщиков погашения долгов, не имея на это права.
Штраф для должностных лиц предполагался в размере от 10 до 20 тыс. руб., для юридических лиц — от 40 до 50 тыс. рублей.
22.12.2015 - аналогичная поправка была поддержана Госдумой при рассмотрении во втором чтении другого законопроекта — об административной ответственности для диггеров.
Таким образом, нормы о штрафах за незаконное требование погашения задолженности крымчан перед украинскими банками перенесены из одного законопроекта в другой.
Долговые обязательства крымчан перед украинскими банками сейчас активно продаются и покупаются резидентами РФ.
В Крыму появляются люди, которые начинают буквально вымогать деньги у заёмщиков- крымчан, причём делают это предельно агрессивно и соответствующим образом афишируя свою принадлежность к законодательству РФ и к тому, что они представители московских банков.
Этому будет положен конец.
Для этого, все расчёты по погашению долгов перед украинскими банками будут осуществляться через Фонд защиты вкладчиков, и станет бессмысленно названивать по ночам жителям Крыма и требовать с них что- то.
Задолженность по кредитам перед украинскими банками, по информации крымских властей имеют около 350 тысяч крымчан. А по данным Независимой ассоциации банков Украины, на 01.02.2014 украинские банки предоставили заёмщикам Крыма кредиты на сумму 16,6 млрд. грн., что составляло 1,8% их общего кредитного портфеля.