Протокол об административном правонарушении

Консультация

Добрый день! Помогите разобраться в ситуации. Я должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях (подчеркну, что в моей компетенции только составлять протокол и направлять на рассмотрение уполномоченным на то органам, в моем случае – мировым судьям).

Мной был составлен протокол в отношении должностного лица (руководителя учреждения). Протокол составлен в его отсутствие, поскольку лично он не явился, при этом он был уведомлен надлежащим образом (уведомление вручено ему лично под расписку), о переносе времени составления протокола не ходатайствовал и никаким образом не подтвердил невозможность своего участия при составлении протокола.

Ко времени составления протокола явился сотрудник учреждения с доверенностью, которой привлекаемое лицо (руководитель) уполномочивал своего сотрудника «представлять интересы руководителя, действовать от его имени» и даже «подписывать протокол об АП». Этот сотрудник допущен к составлению протокола мной не был. Мировой судья вынес по делу постановление о назначении штрафа. Конечно, привлеченный к административной ответственности руководитель штраф платить не желает, и подал жалобу, в которой помимо оспаривания своей виновности, упирает на то, что при составлении протокола были нарушены его права, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ.

Предполагаю, что и руководитель, и его сотрудник, и юристы учреждения, составившие такую доверенность, ошибочно полагают, что сотрудник с доверенностью, явившийся на составление протокола, является законным представителем руководителя и поэтому мог участвовать при составлении протокола и даже подписывать протокол. Но это ведь не так. Во- первых, руководитель – совершеннолетний и дееспособный человек, законный представитель ему не требуется. Во- вторых, насколько я поняла из положений КоАП РФ и судебной практики, в данном случае сотрудник учреждения может выступать в роли защитника (представителя) в соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ, т. е. может участвовать при составлении протокола, оказывать юридическую помощь привлекаемому лицу, НО в том случае, если это привлекаемое лицо и само присутствует при составлении протокола. То есть защитник (представитель) может присутствовать по приглашению привлекаемого лица и в его присутствии , а не вместо него.

Кроме того, даже если бы я этого сотрудника физически допустила до процедуры составления протокола, то исходя из содержания ст. 28 КоАП РФ, он был бы не вправе давать какие- либо пояснения для занесения в данный документ, подписывать его и получить его копию.

К своей жалобе руководитель приложил судебную практику: отмена постановлений суда из- за недопуска к составлению протокола законного представителя юридического лица. Недопуск представителя юридического лица действительно нарушает положения ст. 28.2, но данная судебная практика не имеет отношения к рассматриваемой ситуации.

Уже при рассмотрении дела в судебном заседании данный сотрудник участвовал и оказывал помощь и поддержку руководителю (но это не помогло доказать невиновность руководителя).

Насколько я понимаю, никаких существенных нарушений при составлении протокола, которые в результате повлияли на полноту исследования обстоятельств дела, я не допустила или я ошибаюсь?

Дата: 15.02.2016 19:34

Задать вопрос онлайн
Получите ответ на вопрос
в течение часа от экспертов юристов и бухгалтеров.

В консультации принимал участие

Ответ эксперта

Здравствуйте, Галина

Одно из оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении – существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ, в случае, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (см. п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).

Рекомендую Вам ознакомиться с пунктом 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.04 № 10.

Одним из существенных считается такое процедурное нарушение, как составление протокола в отсутствие представителя учреждения, ведь в этом случае предполагаемый правонарушитель лишается возможности реализовать свои права, данные ему согласно ст. 25.1 КоАП РФ, а именно:

- возражать и давать объяснения по поводу вменяемого правонарушения;
- представлять доказательства;
- заявлять ходатайства и отводы;
- пользоваться юридической помощью и т. д.

Составление протокола в отсутствие представителя учреждения – это существенное нарушение, так же, как и недопущение к участию в составлении протокола представителя с надлежаще оформленной доверенностью (см. ст. 25.5 КоАП РФ).

Прошу принять во внимание, что протокол — это основное доказательство по делу, и недопущение представителя к участию в процедуре его составления означает лишение гражданина возможности реализовать свои права, которые ему предоставлены согласно ст. 25.1 КоАП РФ.

Закон чётко оговаривает - когда протокол может быть составлен при отсутствии представителя.

В заключении ответа рекомендую Вам ознакомиться с содержанием постановления Президиума ВАС РФ от 28.06.11 № 2297/11.

  • 2016-09-23 17:08:11
  • В ответе ошибка?

Должностным лицом было вызвано физическое лицо на составление протоколов (20 шт) по ч. 3 ст. 8.8 КоАП рф. Уведомление о составление протокола физическое лицо получило. Могу ли я в назначенное время и дату выдать только часть протоколов (остальные назначить на ДР время и дату).

Ирина — 2018-11-12 22:56:32

Ирина

Протокол — это основное доказательство по делу.

Полномочия различных категорий сотрудников полиции по составлению протоколов об административных правонарушениях определены приказом МВД России от 05.05.2012 № 403 «О полномочиях должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию».

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Порядок составления протокола об административном правонарушении обязывают уполномоченных лиц действовать немедленно. Его написание законом отмечено как один из моментов начала производства по делу.

Если уведомление о составление протокола физическое лицо получило, а сам протокол в назначенный день не выдан, то данное физическое лицо может и имеет право обжаловать ваши действия, в том числе и в прокуратуру, то есть, подать жалобу на нарушения КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушени.

В обязанности прокуратуры входит обеспечивать надзор за деятельностью органов власти, в частности полиции и других контрольных органов.

  • 2018-11-18 15:13:10
  • В ответе ошибка?

Кто может составлять протокол об административном правонарушении?

Денис — 2020-02-02 18:12:17

Денис

Ответ на Ваш вопрос можно найти в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (см. последнюю редакцию).

Смотрим статью 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях:

1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.


Список лиц, которые могут составлять протоколы об административных правонарушениях объёмен. В частности это:
- сотрудники полиции;
- должностные лица органов контроля за деятельностью некоммерческих организаций, в т. ч. подразделений международных и зарубежных организаций, общественных объединений, политических партий, религиозных обществ;
- сотрудники Федеральной налоговой службы (ФНС России);
- сотрудники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям (МЧС России);
- должностные лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
- должностные лица Федеральной таможенной службы (ФТС России);
- должностные лица Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России);
- сотрудники Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ПС ФСБ России);
- работники Федеральной службы по труду и занятости;
- должностные лица Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;
- сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).

  • 2020-02-10 23:23:24
  • В ответе ошибка?
Оставьте отзыв о нашем сервисе

Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе

Ваше имя
Ваш email
Ваш отзыв

Укажите код с картинки

Captcha Image

Войти