порядок избрания главы субъекта федерации

Консультация

Cогласно п. 3 ст. 18 Федерального закона №884- ФЗ, высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Cогласно п. 3.2 ст. 18 этого же законодательного акта Конституцией (Уставом), законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта РФ избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с положениями настоящего пункта.

В связи с изменение федерального законодательства, в ходе широких общественных обсуждений, Государственным Советом - Хасэ РА Конституционным законом РА от 6 июня 2012 года N 94 «О поправках в Конституцию Республики Адыгея» восстановлены всеобщие, прямые выборы Главы РА при тайном голосовании. Статья 76. п. 1 Глава РА избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Адыгея и обладающими в соответствии с федеральным законодательством активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Тот же состав Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, за пять месяцев до истечения срока своих полномочий, и девять месяцев до истечения срока полномочий Главы РА, без общественных обсуждений, Конституционным законом РА от 01.04.16 г. №517 в пункт 1 ст 76 Конституции РА внесены изменения, согласно которым Глава Республики Адыгея избирается депутатами Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея в соответствии с федеральным законом.";

Пункт 3 ст. 76 Конституции РА внесены изменения, согласно которым 3. Глава Республики Адыгея избирается депутатами Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея сроком на пять лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок полномочий Главы Республики Адыгея исчисляется со дня его вступления в должность.

Соответствуют ли данные изменения Конституции РА Конституции РФ, международно правовым обязательствам РФ в области защиты прав и свобод человека, федеральному законодательству. Существуют ли судебные механизмы восстановления избрания Глава РА гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Адыгея и обладающими в соответствии с федеральным законодательством активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Дата: 22.11.2016 10:47

Задать вопрос онлайн
Получите ответ на вопрос
в течение часа от экспертов юристов и бухгалтеров.

В консультации принимали участие

Далее
Назад
  • Ставский Анатолий Иванович Юрист, Россия, г. Симферополь

    Здравствуйте, Аскер

    Ваш вопрос требует детального изучения и ознакомления с рядом объёмных документов, в частности:

    - Конституция Республики Адыгея;

    - Конституция Российской Федерации;

    - Федеральной закон № 884- ФЗ (на который Вы указали в настоящем вопросе, но который ещё надо найти...);

    - Конституционный закон РА от 6 июня 2012 года N 94 «О поправках в Конституцию Республики Адыгея»;

    - Конституционный закон РА от 01.04.16г. № 517;

    - Судебная практика по механизмам восстановления избрания Главы РА гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Адыгея.

    Детальное изучение вышеперечисленного материала необходимо для выяснения - в какой интерпретации действовал Закон на дату проведения избрания Главы РА.

    Существенно облегчила бы задачу по поиску правильного отета - информация о конкретной дате проведения избрания Главы РА, о котором ведётся речь в настоящем вопросе.

    К примеру, в других областях за последние годы по нескольку раз менялись варианты выборов и все такие изменения были закреплены соответствующими нормами законодательства.

    Ответить
  • Тлеубаева Аделя Мархабаевна Юрист, Россия, г. Санкт-Петербург

    Аскер, видимо, ошибся, указав закон №884- ФЗ, а имелся в виду Федеральный закон от 06.10.1999 N 184- ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

    Ответить
  • Тлеубаева Аделя Мархабаевна Юрист, Россия, г. Санкт-Петербург

    В России виды и состав источников конституционного права субъектов Федерации определяются Конституцией РФ и главными актами конституционного законодательства каждого из субъектов федеративного государства.

    Согласно ст. 66 Конституции РФ республики принимают свои конституции. В системной взаимосвязи с Конституцией РФ они определяют статус республики в Российской Федерации.

    Конституции и уставы субъектов Российской Федерации являются основными законами, обладающими высшей юридической силой в системе регионального законодательства. На их основе принимаются законы о внесении изменений и дополнений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, конституционные законы, референдные и обычные законы.

    Закон субъекта Российской Федерации, вносящий изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, можно определить как закон субъекта Российской Федерации, принимаемый в усложненном порядке, направленный на изменение конституционной (уставной) модели субъекта РФ путем внесения соответствующих изменений в конституцию (устав) субъекта РФ, обладающий большей юридической силой, чем остальные законы субъекта РФ, и занимающий особое место в системе нормативных правовых актов субъекта РФ в силу специфики предмета правового регулирования.

    Исходя из толкования п. 2 ст. 110 Конституции Республики Адыгея закон, вносящий изменения в раздел 1 Конституции (основы конституционного строя), может быть принят только при наличии положительного заключения Конституционного Суда Республики Адыгея, для внесения изменений в другие разделы Конституции Республики Адыгея такое заключение не требуется. При этом правом вето в отношении данных законов Глава республики не обладает. Ст. 72.1 Конституции Республики Адыгея указывает, что в случае отклонения закона, после его повторного одобрения Госсоветом Глава не может отклонить закон повторно и обязан его обнародовать.

    Изменения в Конституцию Республики Адыгея, на которые вы указали, сами по себе не противоречат федеральному законодательству и самой Конституции РА, ведь Федеральным законом от 06.10.1999 N 184- ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрена возможность "непрямого" избрания Главы республики.

    Таким образом, представляется, что нарушений при внесении изменений в Конституцию Республики Адыгея Конституционным законом Республики Адыгея от 29.04.2016 N 527 "О поправках к Конституции Республики Адыгея" (принят ГС - Хасэ РА 20.04.2016) не допущено.

    Что касается судебного механизма восстановления прежнего порядка избрания Глава РА гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Адыгея и обладающими в соответствии с федеральным законодательством активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, то, полагаю, это возможно только путем признания Конституционного закона РА от 01.04.16 г. №517 или Конституции РА в действующей редакции, не соответствующими Конституции РФ.

    Советую ознакомиться с Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13- П "По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан", в которм в частности указано:

    Конституции и уставы субъектов Российской Федерации, в отличие от иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, находятся в особой связи с Конституцией Российской Федерации и не могут считаться разновидностью нормативных правовых актов, контроль за законностью которых производится в порядке гражданского или административного судопроизводства. Это вытекает из всего содержания Конституции Российской Федерации, которая последовательно различает конституции (уставы) и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Установленная Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" процедура проверки соответствия конституций (уставов) субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации также свидетельствует об их особой правовой природе: такие дела разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации исключительно в пленарных заседаниях (пункт 1 части второй статьи 21), в то время как дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, как и законов субъектов Российской Федерации, разрешаются им в заседаниях палат (подпункты "а", "б" пункта 1 части второй статьи 22).

    Ответить
Оставьте отзыв о нашем сервисе

Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе

Ваше имя
Ваш email
Ваш отзыв

Укажите код с картинки

Captcha Image

Войти